13 января 1874 г. 144 года назад в России принят Устав о воинской повинности
13 января 1874 года Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем. Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России была введена всеобщая воинская повинность, по которой к военной службе привлекалось мужское население страны по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав о воинской повинности 1874 года определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7), в запасе 9 лет (на флоте 3 года). Устав предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению и другие. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Для гвардии, кавалерии, флота существовал экстерриториальный принцип комплектования. В военное время все войска пополнялись призывниками и отпускниками (резервистами) так, чтобы 75 % комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний, т.е. русскими людьми, и только четвертая часть пополнялась жителями пограничных областей. Для исполнения воинской повинности в каждой российской губернии создавались "губернские по воинской повинности присутствия", которые подчинялись Управлению по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи. Этот Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал на территории России до января 1918 года.
13 января 1940 г. 78 лет назад завершился героический дрейф в льдах Арктики ледокола «Георгий Седов»
Ледокольный пароход «Георгий Седов» назван в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 1937 году научная экспедиция на «Георгии Седове» занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. 22 июля корабль был в Карском море. Выполнив здесь план работ, экспедиция на «Георгии Седове» прошла в море Лаптевых, чтобы провести интенсивные гидрографические работы в районе Ново-Сибирских островов. Программа исследований была почти закончена, когда пароход послали на помощь судам каравана, застрявшим в тяжёлых льдах юго-западной части моря Лаптевых. Здесь собралось несколько ледокольных пароходов, но их усилия были тщетны: наступала ранняя зима и пробитые ледоколами каналы быстро затягивались молодым льдом; закрыт был путь и на запад, через пролив Вилькицкого. Легендарный дрейф фактически начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского – здесь оказались затерты льдами три ледокольных парохода: «Садко», «Малыгин» и «Седов». Моряки стойко держались 812 дней. В августе следующего года ледоколу «Ермак» удалось вывести два первых, а «Седов», у которого было повреждено рулевое управление, остался дрейфовать с командой из 15 человек во главе с Константином Сергеевичем Бадигиным. Корабль прошел со льдами путь в 6100 км, пока в Гренландском море, к северо-западу от Шпицбергена, не был освобожден 13 января 1940 года ледоколом «Иосиф Сталин». Все 15 членов экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза.
13 января 1953 г. 65 лет назад в советских газетах вышло сообщение о раскрытии «заговора кремлевских врачей» (так называемое «дело врачей»)
Дело врачей» – громкое уголовное дело в истории СССР против группы видных советских медиков, обвиняемых в заговоре и убийстве ряда советских лидеров. Эта антиеврейская акция, предпринятая властями в 1952 – начале 1953 годов, вошла в историю как одна из многочисленных провокаций диктаторского режима И.В. Сталина. 13 января 1953 года в газете «Правда» и других центральных советских газетах вышло сообщение ТАСС о «раскрытии заговора и аресте группы кремлевских врачей-вредителей» под заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». В нем утверждалось, что советские органы безопасности раскрыли террористическую деятельность группы врачей, ставивших своей целью «путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского Союза». В сообщении говорилось, что по этому делу арестовано девять человек – профессора М.С. Вовси, М.Б. Коган, Б.Б. Коган, А.И. Фельдман, Я.Г. Этингер, А.М. Гринштейн, В.Н. Виноградов, П.И. Егоров, Г.И. Майоров, и что документальные данные, заключения медицинских экспертов и признания арестованных полностью подтвердили их вину. Арестованным врачам инкриминировалось, что они ставили ложные диагнозы, неправильным лечением губили пациентов. В частности, один из пунктов обвинения – отравление А.А. Жданова и А.С. Щербакова и попытка «вывести из строя» крупных советских военачальников – маршалов А.М. Василевского, И.С. Конева, Л.А. Говорова и др. В статье также делался упор на сионистский характер дела. Главным пунктом обвинения было утверждение, что «большинство участников террористической группы были куплены американской разведкой», в частности – завербованы международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт», созданной для ведения террористической и иной подрывной деятельности в ряде стран, в том числе и Советском Союзе. Активные «оперативно-следственные мероприятия» по «делу врачей» начались еще в 1952 году и велись органами МГБ под руководством подполковника М.Д. Рюмина. По Москве прокатилась волна арестов медиков, имевших отношение к «кремлевской» медицине. Тогда же руководство МГБ официально сформулировало групповое «дело врачей», включив в общее производство материалы следствия по 37 арестованным. Большинство обвиняемых были евреями. Сталин требовал максимальной разработки версии о сионистском характере заговора и о связях заговорщиков с иностранной разведкой. В октябре 1952 года он дал указания применять к арестованным врачам пытки.А после выхода публикации о раскрытии заговора и аресте врачей в СССР начался новый этап антиеврейской кампании. «Дело врачей» вызвало преследования родственников и сослуживцев арестованных, а также волну антисемитских настроений по всей стране. Шельмование евреев стало открытым и обрело общесоюзный характер – советскую прессу захлестнула волна фельетонов, посвященных разоблачению темных дел лиц с еврейскими именами; начались массовые увольнения евреев с работы, прежде всего из медицинских учреждений.
Но в марте 1953 года (после смерти Сталина) подготовка к судебному процессу по «делу врачей» закончилась. Инициативу взял на себя Берия, который, став первым заместителем председателя Совета Министров СССР и министром внутренних дел, уже 13 марта приказал специально созданной следственной группе пересмотреть «дело врачей», которое было объявлено фальсификацией, а обвиняемые оправданы, двое из них скончались в ходе следствия (М.Б. Коган и Я.Г. Этингер). Все арестованные были освобождены 3 апреля, потом восстановлены на работе и полностью реабилитированы, как и члены их семей. 4 апреля было официально объявлено, что признания обвиняемых были получены при помощи «недопустимых методов следствия». Всю вину за организацию дела власти приписали Рюмину. К тому времени уже уволенный из органов госбезопасности, он был немедленно арестован, а впоследствии, по официальным сообщениям, расстрелян. «Дело врачей» завершило самую большую антиеврейскую кампанию последних лет сталинского режима. Никакие сведения или материалы о данном деле в дальнейшем в СССР не публиковались.
Календарь событий