24 февраля 1582 г. 436 лет назад Папа Римский Григорий XIII издал буллу о переходе на григорианский календарь
24 февраля 1582 года Папа Римский Григорий XIII издал буллу о переходе на новый, астрономически более верный календарь, который стали именовать «григорианским» в отличие от прежнего, «юлианского», введенного еще в 45 году до нашей эры Юлием Цезарем. К XVI веку юлианский календарь из-за недостаточной точности сильно разошелся с реальностью: так, важнейший для определения Пасхальной даты день весеннего равноденствия с 21 марта переместился на 11 марта. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Новый календарь вступил в действие 4 октября 1582 года. И сразу на момент принятия он сдвинул на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. В нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Отныне год стал считаться високосным, то есть содержать 366 дней, если его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100, или его номер делится без остатка на 400. Кроме того, модифицировались правила расчета христианской пасхи. Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей, чем юлианский. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году. Указание перейти на новый календарь сразу приняли к исполнению только католические страны: Италия, Испания, Португалия, Франция. Германские княжества перешли на новый стиль в 1700 году, Англия - в 1752-м, Россия - в 1918-м, Югославия и Греция - в 1925-м, а Вьетнам - только в 1967-м году.
24 февраля 1852 г. 166 лет назад Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»
Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитском бульваре. Именно там, по преданию, он сжег второй том «Мертвых душ». Дом принадлежал графу А.П. Толстому, который приютил у себя вечно неустроенного и одинокого писателя и делал все для того, чтобы он чувствовал себя свободно и удобно. Гоголь жил своим творчеством, ради него он обрек себя на бедность. Все его имущество ограничивалось «самым маленьким чемоданом». Второй том «Мертвых душ», главный труд жизни писателя, результат его религиозных исканий, должен был быть скоро завершен. Это был труд, в который он вложил всю правду о России, всю свою любовь к ней. «Труд мой велик, мой подвиг спасителен!», – говорил Гоголь друзьям. Однако в жизни писателя наступил переломный момент... Началось все в январе 1852 года, когда умерла Е.Хомякова, жена гоголевского друга. Он считал ее достойнейшей женщиной. И после ее смерти признался своему духовнику, протоиерею Матфею (Константиновскому): «На меня нашел страх смерти». С этого момента Николай Васильевич постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. Все тот же отец Матфей требовал от него оставить литературные труды и, наконец, подумать о своем духовном состоянии. С точки зрения современной психиатрии можно предположить, что у Гоголя был психоневроз. Возможно, именно это подтолкнуло Николая Васильевича совершить самый странный поступок в его биографии. В ночь на (12) 24 февраля 1852 года он позвал своего слугу Семёна и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением «Мертвых душ». Под мольбы слуги не губить рукопись, Гоголь положил тетради в камин и поджег их свечой, а Семену сказал: «Не твое дело! Молись!». Утром Гоголь, видимо, сам пораженный своим порывом, сказал графу Толстому: «Вот, что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен – вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало». Сегодня литературоведы сходятся в том, что потеря второго тома поэмы – настоящая трагедия для всей мировой литературы.
24 февраля 1973 г. 45 лет назад в телеэфир впервые вышла передача «Очевидное - невероятное»
В 1973 году Сергей Капица, сын Нобелевского лауреата Петра Капицы, опубликовал собрание вступительных слов и предисловий к основным научным работам. Собрание содержит более ста статей. Они послужили фундаментом научно-популярных программ «Очевидное – невероятное». Впервые передача «Очевидное – невероятное» вышла в телеэфир 24 февраля 1973 года. Передача сразу стала очень популярной. Обсуждение самых интересных и актуальных проблем науки и человечества притягивало к экранам телевизоров представителей разного возраста и сфер занятий. Регулярный выход в эфир передачи неизменно начинался пушкинскими строками: «О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг...» С 1994 года по май 1997 года в связи с отсутствием финансирования передача была закрыта. И вновь вышла под названием «Очевидное – невероятное. Век XXI». Содержание программы осталось прежним. За вклад в популяризацию науки цикл передач «Очевидное – невероятное» отмечен Государственной премией в 1980 году, премией имени Калинги ЮНЕСКО в 1981 году, премией Российской академии наук в 1995 году.
Календарь событий