завтра
Калейдоскоп интересных новостей » » Калейдоскоп интересных новостей 57
Сообщений 301 страница 310 из 1000
Поделиться3012019-01-05 15:05:49
Поделиться3022019-01-05 15:06:51
Православные праздники
6 января Рождественский сочельник у восточных христиан
Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества. В народе его также называют «коляды». Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова. На Руси же этот праздник был особенно любим. Сочельник — навечерие Рождества Христова, заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво — размоченные зерна пшеницы с медом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в сочельник. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена — в память о яслях, в которых родился Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
© Calend.ru
Поделиться3032019-01-05 15:08:02
6 января Святое Рождество Христово и Богоявление в Армении
Праздники Армении
6 января Армянская Апостольская Церковь отмечает праздник Богоявления и Рождества Иисуса Христа, которые установлены в память событий Рождения и Крещения Иисуса Христа. До 5 века все христианские церкви отмечали праздник Рождества Христова и Крещения 6 января. В дальнейшем, некоторые церкви начали отмечать Святое Рождество 25 декабря. Это было сделано для того, чтобы люди забыли отмечаемый в этот день языческий праздник. Армянская церковь осталась верна старому порядку и день рождения Христа отмечает 6 января. В этот день Армянская церковь отмечает также и день Крещения Христа.
Накануне праздника Святого Рождества, вечером служится литургия, которая называется Литургия Сочельника. В этот день верующие зажигают свечу в церкви и несут ее домой для освещения дома и подготовки к празднику Рождества Христова. На следующий день, 6 января, утром служится Рождественская литургия. Далее проводят праздник крещения Христа с церемонией освящения воды. В воду добавляется святое Миро, вода благословляется молитвой. Согласно традиции, после службы верующие люди несут в свои дома немного освященной воды. Вода именуется крещенской и является целебным средством для больных, так как освященная вода обладает особенными благодатными свойствами. Крещенскую воду хранят и относятся к ней, как к великой святыне.
© Calend.ru
Поделиться3042019-01-05 15:09:03
6 января Католическое Богоявление
Католические праздники
Праздник Богоявления (греч. Θεοφάνια), наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, и празднуется Римско-католической церковью 6 января. Более древнее название данного праздника — Явление (греч. Επιφάνια — Эпифания). В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине 2 века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции) и с Крещением Иисуса в Иордане. В 4 веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата — 6 января. В дальнейшем смысл праздника в православии и католицизме приобрел разное значение. Так, в православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, а в католицизме, наоборот, - с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Крещение же празднуется в воскресенье после Богоявления.
И в настоящее время у католиков центральным содержанием праздника Богоявления является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей — магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Поэтому праздник Богоявления получил также название Festum magorum (Праздник волхвов) или Festum regum (Праздник царей). В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны: Христу как царю приносится в жертву золото, как богу — ладан, как человеку — мирра. Празднование Богоявления включает посещение торжественной мессы в костеле и семейный ужин после полуночи у камина с «рождественским поленом». По западной традиции в день Богоявления в церквях совершается освящение ладана и мела, которым верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имен волхвов: «К+М+В». Верят, что эти буквы отгоняют злые силы и злые помыслы от дома и от благополучия семьи, живущей в нем. Мел же хранится весь год, как и вода у православных. До сих пор сохраняется традиция жечь костры — «эпифанские огни», освещающие «путь волхвов».
© Calend.ru
Поделиться3052019-01-05 15:10:05
6 января Богоявление в Болгарии
Праздники Болгарии
Богоявление или Йордановден (Крещение) — один из самых почитаемых праздников в Болгарии и третий по значимости христианский праздник в году, отмечается он 6 января. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана, Данчо, Дана, Найден. Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. Считается, что вода в этот день очищается и приобретает большую силу. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу. Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (те пары, которые в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми — хаскарами. Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца. В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой. В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре.
© Calend.ru
Поделиться3062019-01-05 15:11:05
6 января Богоявление в Греции
Праздники Греции
В день, когда восточные христиане отмечают рождественский Сочельник, жители Греции празднуют Богоявление, которое здесь называют Фота (Ta Fota) — дословно «огни» — или Теофания (Theofania) — Богоявление. Оно завершает празднование 12 рождественских дней. Элладская православная церковь, живущая по григорианскому календарю, отмечает этот праздник вместе с западными христианами — почти на две недели раньше, чем Русская Православная Церковь. Как и другие самые крупные церковные праздники, этот день является в Греции выходным. Традиционно празднование Теофании начинается с вечерней службы в церкви накануне, т.е. 5 января. После ее завершения священник идет от дома к дому с крестом, кропя святой водой жилище. В сам праздник основные торжества проходят в главной греческой гавани Пирей неподалеку от Афин. На пирсе, окруженном празднично убранными военными кораблями, служится молебен.
Считается, что в этот праздник освящаются все воды мира — реки, озера, моря. В этот день по всей стране совершается чин освящения вод. Торжественный крестный ход направляется к морю, на берегу которого совершается молебен в память о крещении Христа в Иордане. Теофания — последний праздник зимы, когда дети зарабатывают себе карманные деньги пением колядок. Кроме того, на молебнах в приморских городах страны исполняется давний обычай соревнований между молодыми людьми. Суть его в том, что священник бросает в море серебряный крест. Смельчаки из числа юношей тут же ныряют в ледяную морскую воду, и каждый из них старается достать крест первым. Впрочем, на тот случай, если юноши зазеваются, крест всегда привязывают веревкой, чтобы он не утонул в море. Молебны совершаются 6 января не только в столичной гавани Пирей, но и во всех главных морских портах Греции, в Термическом заливе в Салониках, на всех островах, в городах Патра, Волос и других.
© Calend.ru
Поделиться3072019-01-05 15:12:02
6 января Богоявление на Кипре
Праздники Кипра
День Богоявления на Кипре называют днем святого Епифания или Фота. Иначе Фоту называют праздником Света (от греч. фот — свет). В древние времена существовал обычай, в эту ночь крестить людей, то есть, просвещать их духовно. В 332 и в 342 годах нашей эры на Кипре произошли крупные землетрясения, принесшие серьезный урон острову. Были разрушены города Саламис, Пафос и другие города Кипра. Саламис восстановили после четырех лет на средства Константина, сына императора Константина Великого. Город Саламис, в связи с этим, был переименован в Констанцию. Пафос вернул себе статус столицы Кипра и стал местом епископской кафедры. Первым архиепископом Кипра стал Епифаний, который возглавлял Кипрскую церковь с 386 по 403 год и впоследствии был причислен к лику святых. Сам Епифаний, человек, который так много трудился во благо Кипра, родился в Палестине. В 17 лет он твердо решил, что примет таинство Крещения и станет христианином. Из Палестины Епифаний удалился в монастыри Египта и три года провел там, увлекаясь историей, постигая основы аскетизма и его традиции. Приняв постриг, вернулся на родину, а затем был рукоположен в сан епископа Саламиса-Констанции на Кипре. В этом сане он пребывал 33 года до самой своей кончины.
День прославления этого святого совпадет с праздником Богоявления, поэтому 6 января — очень значимый для киприотов праздник. Этот день еще называют Днем трех волхвов. Как известно, волхвы пришли поклониться родившемуся Спасителю не с пустыми руками, а с дарами: золотом, ладаном и смирной. Именно на Богоявление дети собирают самый большой урожай подарков. Гостинцы, деньги, сувениры, книги и игрушки дарятся детям родственниками и гостями. Особенно щедрые поздравления в этот день получают люди от крестных родителей. На всем средиземноморском побережье Кипра в праздник совершается таинство освящения воды. Местный епископ выносит из храма большой крест и с крестным ходом вместе с паствой и со всеми желающими идет к берегу. Под торжественные церковные песнопения епископ опускает крест в море и с особой молитвой освящает воду. Женщины стараются побывать накануне праздника в церкви, где они освящают воду для дома, чтобы, вернувшись, окропить ею свое жилище. Также они приберегают воду для того, чтобы окропить землю вокруг дома, а в сельских местностях Святой водой (агиасмой) кропят земельные угодья и домашний скот. Также, как правило, женщины стараются взять после праздничной службы огонь от лампады перед иконой Божией Матери, чтобы в доме всегда царило благополучие и не было места хитрым проделкам лукавых духов. Иногда можно наблюдать такую картину. По старинной традиции, переданной киприотам предками, молодые люди прыгают в воду, чтобы быстрее догнать крест, брошенный в море с берега. Считается, что тот мужчина, который возьмет крест в руки первым, получит особое благословение на весь год. Но это — единственная шалость, которую киприоты позволяют себе по отношению к воде. В остальном все идет согласно устоявшимся строгим правилам. По народному поверью, в ночь перед праздником вся вода становится благословленной. Но понапрасну баловаться ею и тревожить воду нельзя. Позаботиться о чистоте тела и своего жилища надо заранее, чтобы встретить праздник только в приятных хлопотах. Богоявление на Кипре — государственный праздник и выходной день, поэтому можно смело отправляться в гости, выходить на улицу, заходить в кафе. В любом месте будет царить веселье! Танцы, песни, конкурсы проходят везде — в такой день нет повода для уныния и плохого настроения!
© Calend.ru
Поделиться3082019-01-05 15:15:07
Народные праздники
6 января (по старому стилю 24 декабря) наряду с Рождественским сочельником издавна отмечалась на Руси также Коляда. Многие традиции празднования Коляды, пусть и со значительными изменениями, дошли до наших дней.
Один из самых известных элементов народного празднования Коляды — это конечно же обряд колядования. Колядовать — значит ходить веселой гурьбой по домам, распевая специальные песни-колядки и выпрашивая взамен угощение или мелкие монеты. Колядники традиционно одеваются в смешные и нелепые костюмы — рядятся.
В зависимости от страны, где празднуют Коляду, традиции колядования могут немного различаться. Так, в России принято во время колядования наряжаться в зверей, например, медведя, козу или быка, а также в птиц, к примеру, гуся, журавля. При этом ряженых колядовщиков никто не должен узнать. С участием колядовщиков проводятся различные представления, разыгрываются сценки: шуточные свадьбы и похороны, ярмарки и т. д.
Украинские традиции колядования во многом схожи с российскими: например, украинские «колядники» также «водят» козу», надевают тулупы мехом наружу. Есть и свои особенности у колядования по-украински. В частности, неотъемлемым атрибутом процессии ряженых во время колядования является «рождественская звезда» , установленная на шесте, - символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Спасителя.
Празднование Коляды известно не только распеванием колядок. Также издавна этот день считался благоприятным для гадания, за что он особенно любим молодыми девушками. Если какая-нибудь девушка желает узнать, выйдет ли она в новом году замуж или каким будет ее муж, она на Коляду устраивает с подружками разные гадания: с зеркалом, с валенком, с воском, с кольцом и т. д.
Канун рождества, Коляды, называют также Рождественским сочельником.
Это название связано с обычаем православных христиан употреблять этот день в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные в воде, попросту говоря - кашу. Сочивом называли не только кашу и всякую постную пищу, а также сок; или, как говорили раньше, "молоко" разных семян: маковое, конопляное, подсолнечное, горчичное, ореховое, миндальное и другие. Этим "молоком" приправляли каши во время 40-дневного Филиппового поста перед Рождеством и в рождественский сочельник.
Сочивом начиналась трапеза в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах, поминках, с той лишь разницей, что эта каша была разной по составу.
В сочельник у православных варили кутью, у католиков - бигилию. Рождественскую кутью готовили постной. Но на второй день Рождества готовили "бабину кашу", или "бабкину кутью". Такую кашу в древности обычно приносили в числе даров в дом, где появился новорожденный. В отличие от рождественской постной кутьи "бабкину кашу" готовили "богатой". Сочельник - вечерняя трапеза накануне Рождества, сопровождаемая многими традициями и обрядами. В Рождественский сочельник церковь приписывала строгий пост до вечернего богослужения, и в этот день это первая трапеза, которой заканчивается предрождественский пост. По традиции она начинается с появлением первой звезды, в память Вифлеемской звезды, возвестившей пастухам рождение Христа.
Уже в IV в. было установлено Православной Церковью, как праздновать повечерие Рождества Христова. В V в. Анатолий, Патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские (VI в.), Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и в настоящее время прославляет празднуемое событие.
В повечерие издавна совершались Царские Часы, называемые так из-за того, что на них было положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем православным христианам.
Подготавливаются же к достойному празднованию Рождества Христова верующие сорокадневным рождественским постом - Филиппов.
В церквях в вечерние часы шла торжественная служба, а те, кто не пошел на богослужение, готовились к восходу звезды дома. К этому времени все члены семьи одевались по-праздничному и собирались вместе, стол был накрыт белоснежной скатертью, сервирован лучшей посудой, приборами, заставлен традиционными блюдами.
Блюд насчитывалось 13, к столу должно было садиться четное количество человек. В случае, когда собиралось нечетное количество, подавался один свободный прибор. Под скатертью на всей поверхности стола разостлано было сено, символизирующее то сено, на котором в яслях лежал новорожденный Христос. Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками.
В центре стола находилась композиция из веток ели, свечи и прочих рождественских атрибутов. В углу комнаты или в ее центре устанавливали любовно украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.
Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи женского пола (как правило, хозяйка дома) поздравлял всех с праздником. У католиков обряд начинался с обмена облаткой - символом хлеба, богатства и благополучия.
Хозяйка дома сначала делилась облаткой с мужем, затем с сыновьями по старшинству, потом с дочерьми тоже по старшинству, с внуками и всеми остальными. Обряд этот заканчивался, когда все присутствующие обменялись облаткой, пожелав друг другу счастливого Рождества, прощая все обиды. Это был момент всеобщего примирения.
У православных трапеза начиналась с приема кутьи. У католиков ее наличие не было обязательным.
Варили кутью из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя. Приправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость благ будущей блаженной жизни.
Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: сначала подавались закуски (селедка, рыба, салаты), затем красный (слегка подогретый) борщ, грибной или рыбный суп. К борщу, грибному супу подавались ушки или пирожки с грибами, а у православных сочни - жареные на конопляном масле мучные лепешки.
Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи.
За столом каждый должен был отведать все приготовленные блюда. Не допускалось проявление своих индивидуальных вкусов. Такое требование - хороший воспитательный момент для детей.
Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны. Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом.
Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей (независимо от их вероисповедания). За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог. Вообще все религиозные праздничные традиции были направлены на укрепление гуманизма, доброжелательного отношения друг к другу и к окружающей среде. В сочельник хозяин поздравлял с праздником домашних животных, выносилось угощение и бездомным животным (на крыльцо, за порог выставлялась миска с едой).
Потом начиналась самая веселая часть сочельника - раздача подарков. При наличии в доме детей один из домочадцев переодевался в Деда Мороза - Святого Николая. Он же и приносил подарки в мешке. Раздавая их, высказывал пожелания, согласно необходимым требовани-ям, предъявляемым к получающему. Для детей это был хороший воспи-тательный момент, в отношении к взрослым он был окрашен долей шутки. Вообще большинство трад-ций и обрядов Рождества было направлено на воспитание у детей самодисциплины, внимания к присутствующим, соблюдения и участия в ритуальной стороне, терпения, выдержки. Это был один из немногих случаев, когда дети садились за стол вместе со взрослыми. А что касается подарков, это был хороший обычай дарить их друг другу, притом ценились подарки, приготовленные своими руками. Они нарядно оформлялись цветной бумагой, веточками ели, ленточками. Содержание подарков должно было быть сюрпризом. Все было овеяно таинственностью и поднимало настроение. Подарки тут же разворачивались, радость и благодарность хозяйке и друг другу переполняли сердца всех.
http://redday.ru/winter/01/06.asp
Поделиться3092019-01-05 15:16:41
6 января 1813 г. 206 лет назад Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны
Отечественная война 1812 года – очень значимое событие в русской истории. В ходе военных действий погибло около 300 тысяч человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России. Но в это же время ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и любовь всех слоев русского общества к своей Родине. Возникновение этой войны было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии. Для армии Наполеона война была захватнической и грабительской. Для русских это была война Отечественная, справедливая. Русский народ боролся за свободу своей Родины от иноземного порабощения. Михаил Кутузов принял командование объединенными русскими силами в августе 1812 года. Армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Таким стало Бородинское сражение, которое явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской – значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить. После Бородино русские война начали отступление к Москве. Наполеон шел следом, однако, не стремился к новому сражению. В начале сентября состоялся военный совет русского командования в деревне Фили. Кутузов, вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в столицу, но занятие Москвы не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями (беспрецедентный случай в истории), она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. Французская армия была полностью деморализована и превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода – или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты, и французы покинули Москву. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских войск. На заключительном этапе войны М.И. Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Он берег каждого русского солдата, понимая, что силы противника тают с каждым днем. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Манифест российского императора Александра I от (25 декабря 1812) 6 января 1813 года ознаменовал завершение Отечественной войны. Манифестом также предписывалось ежегодно в день Рождества Христова праздновать и великий День Победы. Праздник был отменен после Октябрьской революции 1917 года.
6 января 1834 г. 185 лет назад гимн «Боже, царя храни!» принят в качестве гимна Российской империи
В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся закрытый конкурс на новый гимн России. Авторам надлежало отразить в нем единство православия, самодержавия и народности. В отличие от существующего с 1816 года, новый гимн должен был показать не роль Бога, а роль царя в государственной власти. Среди лучших участников конкурса были поэты Нестор Кукольник и Василий Жуковский, и композиторы Михаил Глинка и Алексей Львов. Михаил Глинка предлагал два варианта. Первый – заключительный хор из его оперы «Жизнь за царя», хор «Славься». Второй вариант – «Патриотическая песня» на стихи Жуковского. Оба были отвергнуты, и Глинка очень расстроился. Львов и Жуковский царю угодили: их гимн назывался «Молитва русского народа» и воистину звучал как молитва, а его мелодия была простой и легко запоминающаяся. Немаловажным оказалось и то, что текст был подобен текстам гимнов европейских монархий. По одной из версий, Жуковскому помогал в сочинении текста сам Пушкин. Новый гимн, начинающийся со слов «Боже, царя храни!», воспевал самодержавного царя, отводя Богу роль как гарантии процветания и успешности государства самодержавного. Впервые новый гимн России был исполнен для императора (6) 18 декабря 1833 года. Алексей Федорович Львов – выходец из старинной дворянской фамилии. Из его произведений лишь «Боже, Царя храни» стал известен, и благодаря этому гимну в Рождество 1834 года он проснулся знаменитым. Гимн, одобренный императором как гимн Российской империи, был торжественно представлен широкой публике (25 декабря 1833) 6 января 1834 года, в день Рождества Христова и годовщины окончания Отечественной войны 1812 года, во всех залах Зимнего дворца в Санкт-Петербурге при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. В качестве Государственного гимна России он был утвержден через несколько дней, (31 декабря 1833) 12 января 1834 года, высочайшим Указом Николая I. Также Император распорядился и впредь в честь освобождения Отечества от врагов ежегодно в эту годовщину исполнять Русский гимн в Зимнем дворце, и «... чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку». Кстати, композитор Львов спустя сорок лет удостоился почетного места на аллегорической картине Ильи Репина «Славянские композиторы» между Глинкой, Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Шопеном, Огинским и другими. «Боже, царя храни!» являлся гимном России до Февральской революции 1917 года.
Календарь событий
Поделиться3102019-01-05 15:19:40
6 января 1884 г. 135 лет назад Паулем Нипковым подана патентная заявка на изобретение электрического телескопа, ставшего основой для механического телевидения
Впервые прямое влияние света на электричество было обнаружено немецким физиком Герцем во время его опытов с электроискровыми вибраторами. Герц установил, что заряженный проводник, будучи освещен ультрафиолетовыми лучами, быстро теряет свой заряд, а электрическая искра возникает в искровом промежутке при меньшей разности потенциалов. Замеченное явление было описано Герцем в его статьях 1887-1888 годов, но оставлено им без объяснения, так как физическую природу его он не знал. Не сумели правильно объяснить действие света на заряды и немецкий физик Гальвакс, и итальянский физик Риги, и даже английский физик Лодж, который, демонстрируя в 1894 году опыты Герца в своей знаменитой лекции «Творение Герца», предположил химическую природу явления. И это неудивительно: электрон будет открыт Джозефом Томсоном лишь в 1897 году, а без упоминания об электроне объяснить фотоэффект невозможно. Системы с механической разверткой изображения развивались с конца 19 века вплоть до Второй мировой войны. Было предложено несколько систем разверток, но наибольшее практическое развитие получила развертка с помощью диска, предложенная в 1884 году немецким изобретателем, в то время студентом, Паулем Нипковым. Нипков разработал так называемый «электрический телескоп», в котором для развертки применил диск со спирально расположенными отверстиями. Заявка на патент принципа использования механической системы для телескопического видения была подана Паулем Нипковым 6 января 1884 года. Этот принцип положен в основу всех существующих систем развертки. Передаваемое изображение с большой скоростью «ощупывается» точка за точкой в определенном порядке – по строкам. Свет, отражающийся от отдельных точек изображения, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в соответствующий яркости этих точек ток. В диске Нипкова имеется ряд отверстий, расположенных по спирали Архимеда таким образом, что при вращении диска каждое отверстие развертывает за один оборот одну строку. Все строки, число которых равно числу отверстий диска, образуют кадр изображения. Свет через отверстия попадает на фотоэлемент, полученные с его помощью импульсы усиливаются и модулируют несущую частоту радиопередатчика. Впоследствии многие изобретатели развивали идею использования механических систем в телевидении. И только в первом десятилетии следующего столетия изобретены были средства для реализации электронного телевидения. Пойдя в другом направлении, изобретатели электронного телевидения дали миру еще не совсем совершенные, но вполне пригодные средства.
6 января 1943 г. 76 лет назад в СССР введены погоны для личного состава Советской Армии
Первоначально погоны носили практический смысл. С их помощью держался ремень патронной сумки. Поэтому и погон поначалу имелся только один, на левом плече, так как патронная сумка носилась на правом боку. В большинстве флотов мира погоны не употреблялись, а ранг обозначался нашивками на рукаве — моряки патронную сумку не носили. В России погоны появились на военной одежде при Петре I. С 1762 года была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров. После Октябрьской революции 1917 года в России декретом Совнаркома РСФСР были отменены погоны в армии и нашивки во флоте, как символ неравенства. Отменены были и воинские звания. Военнослужащие различались лишь по должностям. В качестве знаков различия в ходе Гражданской войны были введены нашивки на рукава в виде геометрических фигур, обозначавших должность военнослужащего. В январе 1919 года были учреждены знаки различия по родам войск и знаки различия командного состава военнослужащих Красной Армии. В сентябре 1921 года были введены первые знаки различия и во флоте. Первые знаки отличия в виде пятиконечной звезды поверх венка из лавровой и дубовой веток, с эмблемой в виде плуга и молота в центре, носили красноармейцы на левой стороне груди и на левой петлице. Во флоте первые знаки различия в виде нарукавных нашивок красного цвета с красной звездой в золотой окантовке нашивали на левый рукав. Во время Великой Отечественной войны в Вооружённых Силах СССР 6 января 1943 года были введены новые знаки различия для личного состава Красной Армии – погоны. Для личного состава Военно-Морского флота они были введены месяцем позже - 15 февраля.
6 января 1992 г. 27 лет назад самопровозглашенная Нагорно-Карабахская Республика объявила независимость
Нагорно-Карабахская республика (НКР) была провозглашена 2 сентября 1991 года. Провозглашению независимости предшествовал почти четырехлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток. 6 января 1992 парламент НКР первого созыва – Верховный Совет НКР – принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». В 1991-1994 годах между НКР и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией НКР установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху. Это было квалифицировано Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами. Территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей НКАО и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке. Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся незначительные части территорий Мартакертского и Мартунинского районов, а также примерно половина Шаумяновского района НКР. Азербайджан не признает независимости НКР и считает Нагорный Карабах частью своих территорий. Международный статус НКР не урегулирован. Страны-члены ООН не признают Нагорный Карабах независимым государством. В резолюциях Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН подтверждена территориальная целостность Азербайджана. НКР является членом неформального объединения СНГ-2.
Календарь событий