Калейдоскоп интересных новостей 62
Сообщений 841 страница 850 из 999
Поделиться8422020-03-01 07:36:32
Гость
Поделиться8462020-03-01 14:46:45
Православные праздники
Начало Великого поста
Дата праздника уникальна для каждого года. В 2020 году эта дата — 2 марта
Начало Великого поста Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления (Фото: Владимир Прокофьев)
В 2020 году время Великого поста — со 2 марта по 18 апреля.
Пост Святой Четыредесятницы называется Великим постом в связи с особой важностью его установления. Традиционно, Святая Четыредесятница и все богослужения начинаются с вечерни масленичной (сыропустной) недели. Во время вечернего богослужения в Прощеное воскресенье бывает чин или обряд общего прощения в храме.
Первый день Великого поста в Русской православной церкви получил название «Чистый понедельник» (хотя это нецерковное название, но весьма распространенное в православии), в связи с тем, что этот первый день поста люди стремятся провести в чистоте (во всех смыслах этого слова). Поэтому в «Чистый понедельник», как и в последующие два дня, установлен очень строгий пост, верующим предписано усерднее молиться и бороться с греховными страстями.
Великий пост установлен, главным образом, в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню и постился там (Мф. 4, 2), а также в память сорокадневного поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что пост был установлен апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.
Однако, соблюдался пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового исчисления дней поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста установился в 4 веке.
Картина Крамского И.Н. «Христос в пустыне» (1872)
Великий пост состоит из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.
Правила соблюдения Великого поста отражены и в церковном Уставе. В первую и Страстную седмицы Православная Церковь предписывает хранить особо строгий пост. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста совершать дела любви и милосердия и, также как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому в песнопениях Церковь называет Святую Четыредесятницу веселым временем поста.
© Calend.ru
Поделиться8472020-03-01 14:50:13
Праздники бахаи
2 марта Праздник Девятнадцатого дня месяца Ала
Праздник Девятнадцатого дня месяца Ала Храм бахаи в Чикаго, США (Фото: chuckstock, Shutterstock)
2 марта по григорианскому календарю начинается месяц Ала, что в переводе с арабского означает «Возвышенность». В этот день — первый день месяца Ала по девятнадцатимесячному календарю бахаи — отмечается важный праздник — праздник Девятнадцатого дня месяца Ала.
Этот месяц особенный в календаре бахаи, потому что на него приходится пост, который продолжается до 20 марта.
Праздники Девятнадцатого Дня в общине бахаи, хотя и имеют заданный порядок проведения, тем не менее, открывают широкие возможности для многообразия и творчества. Так, во время любой из трех частей праздника — молитвенной, административной и социальной — может звучать музыка.
Абдул-Баха советует верующим выступать с красноречивыми, возвышающими душу рассказами. Оригинальными и разнообразными могут быть формы выражения гостеприимства, также крайне важно, на каком уровне проводится общий совет, и как широко на нем представлены темы.
Поощряется использование элементов местных культурных традиций при проведении каждой из частей праздника, так как это придает ему должное своеобразие и отражает неповторимость каждого социума, в котором проводится праздник, а также способствует созданию приподнятой атмосферы и хорошего настроения у собравшихся.
© Calend.ru
Поделиться8482020-03-01 14:53:34
Праздники России
2 марта День театрального кассира
День театрального кассира Здание театра «Приют комедианта» (Фото: peterburg.ru)
В 2009 году Государственный драматический театр «Приют комедианта», который находится в Санкт-Петербурге, предложил отмечать новый профессиональный праздник — День театрального кассира, с целью чествования данных работников, увеличения популярности, престижа и привлекательности их профессии.
Эту инициативу поддержали руководители других российских театров. С тех пор в первый понедельник марта чествуют представителей столь нужной профессии, с которой на самом деле начинается театр.
Именно кассиры, как заядлые театралы, которые знают все о театральных событиях города, премьерах и гастролях, помогают зрителям ориентироваться в насыщенной театральной жизни, одновременно обеспечивая материальное благополучие самих театров.
К тому же опытный театральный кассир — это не только консультант, но и психолог, способный точно посоветовать зрителю тот спектакль, который ему понравится. Известно, что лишь треть зрителей идут на конкретную постановку, приходя в театр, а остальным только компетентный кассир поможет с выбором, исходя из подготовленности зрителя, его интереса, возраста и т.д.
Сегодня руководители театров, их работники и актеры поздравляют своих кассиров с профессиональным праздником. Как правило, не обходится без подарков и слов благодарности за ежедневный труд — пусть не всегда заметный, но всегда важный.
Конечно, большое внимание этому празднику уделяют в театре, ставшем его основателем, — в «Приюте комедианта». Неудивительно, что здесь по-особому относятся к каждому театральному работнику. В свое время «Приют комедианта», основанный в 1987 году, стал пристанищем для многих актеров и режиссеров, которые по тем или иным причинам не смогли в полной мере реализовать свои творческие идеи в своих «штатных» театрах.
Напомним, что 27 марта отмечается Всемирный день театра.
© Calend.ru
Поделиться8492020-03-01 14:55:41
2 марта Международный день спички
Международные праздники
Ежегодно 2 марта в мире отмечается один из необычных праздников – Международный день спички. Почему эта дата была выбрана для его учреждения – сведения разнятся. Однако, в чем сходятся мнения – что спички на протяжении многих десятилетий были одной из незаменимых вещей и важнейших элементов человеческой жизни. Впрочем, и сегодня они продолжают играть не последнюю роль в нашем повседневном обиходе, как удобный и дешевый способ добывания огня. Спичка – палочка из горючего материала (чаще всего дерева), имеющая на конце зажигательную головку, служащая для получения открытого огня. И, чиркая спичкой о коробок, мы даже не задумываемся об истории этого весьма практичного и удивительного изобретения. А ведь разводить огонь в древности было весьма сложным делом – его добывали трением или высеканием. И даже после изобретения огнива, которое получило повсеместное распространение в средние века, его разжигание требовало немало усилий и определенной сноровки, поскольку высекание искры было в данном «аппарате» самым неприятным моментом. И лишь потом кто-то придумал помещать кончик сухой лучинки в предварительно расплавленную серу. Потом эту ртутную головку прижимали к труту, она моментально вспыхивала. От нее занималась огнем и вся лучинка. Так появились первые спички, которые и стали объектом внимания химиков – многие из них занимались их совершенствованием, стараясь сделать их более удобными и безопасными.
Большой прогресс в совершенствовании спичек был сделан с открытием фосфора. Немецкий учёный А.Ганквитц догадался изготовить спички с серным покрытием, которые зажигались при трении о кусочек фосфора. А сделать их удобными для широкого употребления стало возможным, после изобретения в конце 18 века французским химиком К.Бертолле соли хлорат калия (более известной как бертолетова). Именно он доказал, что пламя может стать результатом иной химической реакции – капнув серной кислотой на бертолетову соль, появится пламя.
Это открытие позволило подойти к вопросу добывания огня совсем с другой стороны. И с этого времени во многих странах учёными начались изыскания по созданию удобных и безопасных спичек, а международного патентного права тогда ещё не существовало. Поэтому сегодня и нет единого мнения, кто же стал первым изобретателем спичек, таких, как мы знаем их сегодня. В связи с этим, имеет смысл говорить только о широком промышленном их производстве. Наиболее часто историю современных спичек исследователи датируют 1805 годом, когда французский химик Шапсель продемонстрировал первые самозажигающиеся спички. Это были деревянные палочки с головкой из смеси серы, бертолетовой соли с добавлением киновари (она служила для окрашивания зажигательной массы в красный оттенок). В солнечную погоду зажечь спичку можно было при использовании линзы, а в другие дни – при сочетании с капелькой серной кислоты. Первая мануфактура по производству таких спичек была зарегистрирована в Вене в 1813 году. Эти первые спички были невероятно дороги и, безусловно, весьма опасны, ведь серная кислота при воспламенении головки могла разбрызгаться и вызывать серьезные химические ожоги. Поэтому работы по совершенствованию спичек продолжались. При поиске другого легковоспламеняющегося вещества заметили белый фосфор, добытый ещё в 1669 году алхимиком Брандом. По одной из версий, новый образец спичек, состоявших из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея, придумал английский фармацевт Джон Уокер в 1827 году, по другой - французский химик Шарль Сориа в 1830-м. Однако, эти фосфорные спички были весьма огнеопасны, поскольку загорались даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твёрдую поверхность (например, о подошву). К тому же белый фосфор очень ядовит, что было весьма вредно для здоровья (впоследствии производство спичек с использованием белого фосфора было запрещено почти во всех странах). Эту проблему удалось решить лишь через два десятилетия, после того, как в 1847 году был открыт не ядовитый красный фосфор. Немецкий химик Бетхер сделал свой образец спички – он смешал бертолетову соль, серу с клеем, и макнул в него лучинки, предварительно покрытые парафином. А чтобы поджечь эту лучинку, он создал специальную поверхность – смазал бумажку составом, содержащим определенное количество красного фосфора. Новые спички стабильно зажигались и давали желтое, ровное пламя. Они не дымили, не имели неприятного запаха. Первые такие «безопасные спички» начали производить в 1851 году в Швеции, братья Лундстремы, поэтому долго время такие спички именовали «шведскими». В 1855 году они были представлены на Международной выставке в Париже и получили золотую медаль. С этого момента спичка начала триумфальное шествие по всему миру и после некоторых усовершенствований дошла до наших дней. Современная спичка не содержит соединений серы и хлора, вместо них используются парафины и бесхлорные окислители.
В России выпуск фосфорных спичек начался примерно 1830-х годах, но документальных подтверждений этому не сохранилось. Достоверно известно, что к 1848 году в нашей стране уже работало более 30 спичечных мануфактур. Но вышедший в том же году закон, разрешающий производство спичек только в Санкт-Петербурге и Москве и ограничивающий розничную продажу спичек, свел все производство на нет. И лишь через 20 лет было вновь разрешено «повсеместно, как в Империи, так и в Царстве Польском производить выделку фосфорных спичек». Тогда же началась и постепенная механизация спичечного производства. Так, к 1913 году в России действовало 251 зарегистрированное производство безопасных спичек. Причём большинство спичечных фабрик было оснащено механическими станками, работавшими в основном от паровых машин. Но в связи с последующими революционными событиями, последствиями войн и разрухи, производство спичек в России неуклонно снижалось. Лишь к началу 1940-х годов, после проведенной реконструкции фабрик, началось возрождение спичечного производства, и страна даже стала экспортировать спички в коммерческих масштабах. Но разрушения во время Великой Отечественной войны свели эти усилия на нет, лишь к середине 1960-х спичечный кризис в стране был в основном ликвидирован. Однако уже в 1990-е годы в условиях рыночной экономики производство спичек в России вновь пришло в упадок, чему способствовало и массовое производство одноразовых дешёвых зажигалок. Сегодня лишь немногим спичечным производствам удалось выжить и развиваться в современных условиях. Кстати, в нашей стране слово «спичка» произошло от старорусского слова «спица» (заострённая деревянная палочка). Первоначально для обозначения спичек в современном понимании использовалось словосочетание «зажигательные (или самогарные) спички», но со временем первое слово стало опускаться, а потом и вовсе исчезло из обихода. И сегодня спички, благодаря различным материалам и технологиям, бывают весьма разнообразными. Например, по материалу спичечной палочки их подразделяют на деревянные (изготовленные из мягких пород дерева), картонные и восковые; по методу зажигания – на тёрочные (зажигающиеся при трении о специальную поверхность) и бестёрочные (зажигающиеся при трении о любую поверхность). В России наиболее распространены осиновые тёрочные спички. Спичечный коробок советского/российского образца (по ГОСТу) имеет длину ровно 4 см, что нередко использовали (и используют) наши соотечественники, чтобы измерять размеры других предметов.
Также помимо обычных (бытовых) спичек изготавливаются специальные. Например, охотничьи (или штормовые) – они горят на ветру и даже под дождём; термические (дающие при горении более высокую температуру, а значит и больше тепла); сигнальные (с цветным пламенем); сигаретные (для раскуривания сигар); каминные (очень длинные спички, чтобы зажигать камины) и другие. И есть даже декоративные (в основном для коллекционеров), выпускаемые ограниченным тиражом с различными рисунками на коробках (подобно почтовым маркам). Но надо также отметить, что спички за всю свою богатую историю, помимо своего основного предназначения, используются весьма разнообразно. Вот лишь несколько примеров – вместо счётных палочек для обучения детей, как условная денежная единица при различных карточных и других играх, для изготовления спичечных домиков и других сооружений, для жеребьёвки, для различных логических игр, в качестве зубочисток и основы для ватной палочки, как реквизит для фокусов… Неудивительно, что в ряде европейских стран (в Швеции, Швейцарии и Германии) существуют Музеи спичек. Кстати, небольшой музей спичек есть и в России – в Рыбинске.© Calend.ru
Поделиться8502020-03-01 14:56:51
Православные праздники
2 марта День памяти священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России
Чудотворец и священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России, происходил из донских казаков. По свидетельству самого патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, искоренить православие.
В 1606 году митрополит Ермоген был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил святейшему патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца, а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление патриарха Ермогена в лике святителей совершилось (12) 25 мая 1913 года.
© Calend.ru