4 марта 1152 г. 868 лет назад германским королем был избран Фридрих I Штауфен, по прозвищу Барбаросса
Фридрих I Штауфен был сыном Фридриха Одноглазого, герцога Швабского, и приходился племянником императору Конраду III. В 1147 году после смерти отца он стал герцогом Швабским и принял участие во Втором крестовом походе, во время которого, благодаря своей храбрости и доблести, завоевал всеобщее уважение. Возвратившись в Германию, император (приходящийся ему дядей) рекомендовал князьям избрать Фридриха своим преемником. Император умер в феврале 1152 года, а уже 4 марта Фридрих занял опустевший престол. Незаурядная личность Фридриха вошла во многие легенды и произведения немецкого фольклора и литературы. Фридрих I Штауфен, по прозвищу Барбаросса («Рыжебородый») – один из самых выдающихся представителей династии Гогенштауфенов. Он слыл ученым человеком и безупречным рыцарем. Фридрих I Барбаросса собрал огромную для своего времени армию. Главную силу армии составляла тяжелая, закованная в стальные доспехи конница. Со своим войском Барбаросса совершил пять походов против непокорных городов Италии. Он полностью разрушил Милан, а в 1189 году вместе с королями Франции и Англии – Филиппом II Августом и Ричардом I Львиное Сердце – возглавил Третий Крестовый поход. В июне 1190 года случилась трагедия. Престарелый император решил самостоятельно перейти горную речку Салеф в Киликии, сорвался с камней и захлебнулся.
4 марта 1818 г. 202 года назад в Москве открыт памятник Кузьме Минину и князю Пожарскому
Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка, и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.
4 марта 1877 г. 143 года назад на сцене Большого театра состоялась премьера балета Чайковского «Лебединое озеро»
4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Авторами либретто были директор московских театров Владимир Бегичев и артист балета Василий Гельцер, а постановщиком – балетмейстер Вацлав Рейзингер. Трудно поверить, но премьера единственной прижизненной постановки композитора успеха не имела. Это был почти провал. Среди причин специалисты называют слабую хореографию, которая в конечном счете и определила общее холодное восприятие спектакля публикой и критикой. Лишь спустя восемнадцать лет, уже в Санкт-Петербурге, в хореографии Петипа и Иванова «Лебединое озеро» потрясет и зрителей, и критиков. С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира. Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», кроме крайне модернистских. Чаще всего используется каноническая хореография белого акта и «чёрный» Pas d’action Мариуса Петипа. Но влияние петербургской постановки на всю последующую судьбу балета гораздо шире простого повторения отдельных ее элементов. В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П.И. Чайковского. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход. На сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.
4 марта 1877 г. 143 года назад американец Эмиль Берлинер создал микрофон
4 марта 1877 года американский изобретатель Эмиль Берлинер создал микрофон. Однако в этой истории все не так просто. За год до этого Александр Белл также создал микрофон, называвшийся, правда, жидкостным передатчиком. Жидкостный передатчик был представлен на филадельфийской выставке, посвященной столетию американской революции. Там-то его и увидел Берлинер и решил, что сможет сделать прибор не хуже. Берлинер сумел очистить и усилить передаваемые звуки и изобрел, таким образом, своеобразный телефонный передатчик с неплотным контактом, который назвал микрофоном. Благодаря усовершенствованиям Берлинера телефон перестал быть просто технической новинкой и стал эффективным средством связи, способным передавать звуки на большие расстояния. Когда Белл узнал про микрофон, он начал судиться с Берлинером, но суд неожиданно встал на сторону Берлинера. Тогда Белл решил пойти другим путем – патент, выданный Берлинеру, был выкуплен за 50 тысяч долларов, а сам изобретатель был принят в Bell Telephone Company на постоянное жалование в качестве главного специалиста по телефонной технике.
4 марта 1955 г. 65 лет назад фирма «Sony» приступила к выпуску карманных радиоприемников
Японская корпорация «Sony» была основана Акио Морита и Масару Ибука 7 мая 1946 года. В самом начале она называлась «Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisa» или сокращённо «Totsuko». Название сложно воспринималось зарубежными партнерами, и Морита нашел другое, которого не было ни в одном языке мира, Sony. По другой версии, современное название «Sony» произошло от латинского слова «звук» (соннус). Морита возглавлял компанию долгое время, отвечал за маркетинг и продажи и сумел привести её к огромному успеху на рынке. «Sony» сделала своё имя на хорошем и привлекательном дизайне и новшествах. Особенную роль компания уделяла уменьшению размеров продукции и технике для развлечения. 4 марта 1955 года «Sony» приступила к выпуску карманных транзисторных радиоприемников. Эта новинка и положила начало успеху компании. В итоге, в конце 1960-х — начале 1970-х годов «Sony» уверенно занимает одно из первых мест среди производителей бытовой электроники.
Календарь событий