Поющии в терновке есть такая легенда о птице.
Есть такая легенда — о птице, что поёт лишь один раз за всю жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает своё гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдёт. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей.
Единственная, несравненная песнь, и достаётся она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо все лучшее покупается лишь ценою великого страдания…По крайней мере так говорит легенда. «Поющие в терновнике» — это фильм, снятый по книге австралийской писательницы Колин Маккалоу, опубликованной в 1977 году. Роман стал настоящим бестселлером, а фильм — классикой кинематографа.



В этот день отмечается большой праздник — перенесение мощей благоверного князя Александра Невского, заступника земли русской. В памяти потомков навсегда останутся два великих сражения князя, в которых он одержал победу: Невская битва 1240 года и Ледовое побоище на Чудском озере в 1242 году. История праздника перенесения мощей ведет начало с 1721 года, когда Петр Первый заключил перемирие со шведами. В честь этого события император решил перевезти мощи святого князя Александра из Владимира, где они хранились до сих пор, в только что отстроенный Санкт Петербург. По убеждению Петра, реликвия должна была защищать новую столицу от возможных нападений врагов. Мощи Александра Невского привезли из Владимира в 1723 году, и они целый год хранились в Шлиссельбурге, пока не нашли свое пристанище в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Сытником день Александра на Руси прозвали за то, что в его день было принято накрывать богатые столы, собирать гостей, устраивать пиры. Обыкновенно готовили сытную кашу — ячменную на молоке. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая. Неслучайно в народе говорили: «Сытно с хлебом жить». Крестьяне на Сытника совершали особый обряд на будущий урожай. Для этого завивали ячменные стебли в одну косу с льняными и овсяными.
Отмечается день святого Киприана Карфагенского, жившего в 3 веке. Он был епископом Карфагена и прославился как искусный богослов; большая часть его сочинений была посвящена осмыслению вопросов отступничества. Также Киприан считается создателем канонического учения о единстве церкви. Киприан родился и вырос в языческом обществе, в молодые годы был известен как успешный юрист. Однако со временем он осознал верность христианской веры, принял крещение и вскоре был избран епископом. Когда начались гонения на христиан, Киприан не отрекся от убеждений и был казнен. Таким образом, он стал первым из африканских епископов, принявших мученический венец. На Руси говорили, что на Куприяна (Киприана) журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника — Журавлиное вече. В этот день было принято начинать сбор клюквы... (Фото: Marta Teron, Shutterstock) В этот день было принято начинать сбор клюквы... (Фото: Marta Teron, Shutterstock) В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь», — говорили мудрые люди. Если кто-то нарушал запрет, того, как считалось, ждали неминуемые беды: в девку бесплодница вселится, у парня нечистая ум отберет, а мужиков и баб нечисть может в топь уволочь. На Куприяна первым за ягодами отправляли человека, родившегося 13 сентября; говорили, что он знает дорогу к журавлиннику — месту, где родится самая крупная клюква. Из ягод готовили разнообразные лакомства — такие, как, например, клюква в сахаре или пирожки с клюквой. Варили также компоты и кисели, вкусное варенье. Также на Куприяна обычно выходили в поле убирать корнеплоды — дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель. Эти же овощи появлялись на столе в вареном, жареном и печеном виде. Центральное место занимал, конечно, картофель. «Картошка — хлебу присошка», — говорили крестьяне.