Злачное место — это какое?
Что вы представляете, когда слышите про злачное место? Кабак, разгул, притон? Еще в пушкинские времена так называли трактиры, где собирались гуляки.
«Путохин напился пьян и в пьяном виде, забыв про семью и службу, ровно пять дней и ночей шатался по злачным местам», – читаем в рассказе А. П. Чехова «Беда».
Однако изначально это словосочетание имело совершенно противоположный смысл.
В церковнославянском языке слово “злачный” вовсе не синоним чего-то порочного. “Злачный”, начинающийся с буквы “зело”, означал покрытый зеленью, молодой травой. В заупокойной молитве звучит: «Упокой душу усопшего раба твоего в месте светлом, в месте злачном». То есть помести душу усопшего в месте радостном, в месте зеленом.
Так что злачное место — это спокойное, изобильное и приятное место. Иначе говоря, под таким местом подразумевался «Рай», куда, по представлениям верующих людей, попадает душа умершего человека. Именно там можно спокойно жить без забот и хлопот, там нет недостатка в еде и питье, есть всё, что нужно для счастливой жизни.
“Всем представилось, что наконец-то обретено злачное место, в котором тепло и уютно и где не настигнут ни подозрения, ни наветы», - пишет М.Е. Салтыков-Щедрин в “Современной идиллии”.
Так что ни со злом, ни с золотом слово “злачный” не связано. Это, скорее, место, где растут злаковые, зерно и трава. Место вечного отдыха и изобилия.
Как же из светлого места получилось местечко с сомнительной репутацией?
Чаще всего встречается версия, что это могло произойти в связи с появлением на Руси кабаков, питейных заведений, где употребляли дешевые хмельные напитки. Изготавливали их преимущественно из злаковых культур. А там, где выпивка, там и буйство, и непотребство. Отсюда и “злачное место” с дурной славой притона, низкосортного кабака с сомнительным контингентом.
Как вам такой этимологический “перевертыш”?