Дом 2 Новости слухи плюс самые интересные цитаты интернета

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Путешествия и знакомства

Сообщений 31 страница 40 из 144

31

В аэропорту Дюссельдорфа упрощены пересадки  http://img.travel.ru/images2/2008/12/object165799/small-1103426_240x120.jpg с рейса на рейс. Для этого был построен соединительный мост между пирсами B и C. Первый из них обслуживает внутренние авиарейсы по Шенгенской зоне, второй целиком отдан рейсам за ее пределы, в том числе в Россию. Длина моста составляет 170 метров, большая его часть застеклена, что позволяет пассажирам обозревать летное поле. Новый мост избавляет транзитных пассажиров от необходимости покидать "чистую зону" терминала при пересадке между шенгенскими и нешенгенскими рейсами и вторично проходить затем контроль безопасности, сообщает соб. корр. Travel.ru. Это очередной этап модернизации дюссельдорфского аэропорта. Год назад в нем был разрешен транзит без шенгенской визы, если не осуществляется выход в город (при пересадке с одного нешенгенского рейса на другой такой же рейс). Условием такого транзита является вылет за пределы Шенгенской зоны в тот же день первым стыковочным рейсом. Аэропорт Дюссельдорфа стал четвертым в Германии с возможностью такого транзита – подобная система уже действует во Франкфурте, Мюнхене и Гамбурге.


С 24 декабря авиабилеты за рубеж и топливные сборы по России подорожают на 5,3%
http://img.travel.ru/images2/2008/12/object165803/untitled-5_240x120.jpgОчередное резкое повышение курса пересчета выраженных в евро авиатарифов на международные рейсы из России произойдет в среду. С 24 декабря курс возрастет сразу на два рубля - до 40 рублей за евро. Это рекордно высокий показатель за все время применения курса и рекордный по величине скачок за неделю. Пассажирам, собирающимся покупать авиабилеты, стоит при прочих равных условиях сделать это до полуночи вторника - в среду те же билеты будут стоить на несколько сотен рублей дороже, а для большинства дальних направлений подорожание превысит тысячу рублей за билет  Рублевый тариф вычисляется по курсу евро ЦБ России, округленному до 50 копеек в большую сторону. Курс ЦБ на среду 24 декабря установлен в размере 39,67 рубля за евро – и для продажи авиабилетов в ближайшую неделю будет применяться курс 40 рублей за евро. За последние три недели курс пересчета подскочил на 4,5 рубля за евро.   http://www.travel.ru/news/2008/12/23/165803.html

32

Новый год в Гоа будет тихим и немноголюдным http://img.travel.ru/images2/2008/12/object165795/ind_goa_w_240x120.jpg С 23 декабря по 5 января на популярном индийском курорте Гоа запрещено проведение пляжных вечеринок. Правительство, приняв такое решение, мотивирует его невозможностью обеспечить безопасность гостям Гоа. Несмотря на то, что у властей нет никаких сведений о возможных терактах в этом районе, они решили принять превентивные меры. После трагических событий в Мумбаи такие шаги вполне оправданны. Тем не менее местные отельеры и владельцы баров уже отмечают серьезное, вплоть до 90%-ного, падение выручки, сообщает Associated Press. По их словам, сейчас пляжи Гоа пустынны и унылы. По данным Министерства туризма Индии, в прошлом году Гоа посетили 390 тысяч туристов, и этот штат являлся десятым по популярности туристическим направлением страны. После недавней трагедии в Мумбаи многие государства мира выпустили предостережения об опасности поездок в Индию, и Гоа вместе со всей страной фиксирует стремительное уменьшение турпотоков. В первую очередь это касается гостей из США, Канады, Великобритании и Израиля. Граждан России, как правило, такие предостережения не смущают, и они отправляются на отдых в любые точки мира. Правда, в этом году они рискуют встретить Новый год в Гоа в одиночестве и тишине.

33

Королеве Швеции Сильвии исполняется 65 лет http://spletnik.ru/img/2008/12/sasha/1925/silvia6513.jpgТекст: Александра Сухостат  http://spletnik.ru/buzz/monarchy/11475- … 5-let.html

Сегодня в Швеции большой праздник – королева Сильвия из самого демократичного королевства мира отмечает 65-летие. "Сплетник" отслеживает ее жизненный путь.

Сильвия родилась в Германии, в семье предпринимателя, позднее вместе с родителями переехала в Сан-Паоло, по месту работы отца. Окончив переводческий факультет мюнхенского университета со знанием шведского, португальского, французского, испанского и английского, девушка отправилась работать на Олимпийские игры – там судьба столкнула ее со шведским тогда еще наследником Карлом Густавом. Через год ее жизнь навсегда изменилась – она вышла замуж за кронпринца. Впрочем, историю сказочной не назовешь, сначала дед новобрачного король Густав Адольф был категорически против союза с простолюдинкой. Тогда молодой Карл Густав пошел по проторенной дорожке - пригрозил отказом от трона. Проверять сработает ли не пришлось - к сожалению, дед скончался, тем самым сделав юного монарха королем (отец Карла Густава погиб еще много лет назад). http://spletnik.ru/img/2008/12/sasha/1925/silvia65434.jpg Молодожены после медового месяца 1 августа 1977 года родилась наследница трона кронпринцесса Виктория  Всего у супругов трое детей

http://spletnik.ru/img/2008/12/sasha/1925/silvia659.jpg
Королева Сильвия и принцесса Виктория
Теперь королеву любят чуть ли не больше, чем короля. Шведское венценосное семейство вообще очень близко к народу – в обычной жизни они сами водят машину, исправно платят штрафы за неправильную парковку, ужинают в ресторанах в Стокгольме.
А королева, помимо официальных обязанностей, патронирует личный благотворительный фонд World Childhood Foundation, собравший немалое количество денег.

34

Вышла новая русскоязычная карта Прагиhttp://img.travel.ru/images2/2008/12/object165967/map_240x120.jpg Карта "Прага на ладони. Зима 2008-2009" распространяется бесплатно и содержит массу полезной информации. Карту можно получить в отелях города и информационном центре U Sovy по адресу: Hradčanské náměstí 8, пишет ILOVECZ.RU.

Пляжные туры после Нового года продаются с большими скидками GettyImages http://img.travel.ru/images2/2008/12/object165961/tour05_240x120.jpg Тенденцией уходящего года стало стремительное удешевление отдыха практически по всем направлениям. Исключением стали разве что сами новогодние праздники. Но уже начиная с середины января цены снова снижаются. Туры на эти не очень популярные даты и в более удачные годы продавались плохо, а сейчас, в период уменьшения спроса, туроператорам ничего не остается, как привлекать клиентов заманчивыми спецпредложениями.

Так, улететь 9 января в Шарм-эль-Шейх с проживанием в пятизвездочном отеле по системе "все включено" можно за $700 на двоих. За $1000 доступен отдых в "трех звездах" таких экзотических стран, как Индия или Таиланд.

Подешевела даже Куба: полноценный 15-дневный турпакет, включающий авиабилеты с вылетом 10 января и проживание в двухзвездочном отеле в Варадеро, оценен всего в $1290. Одной из причин стал избыток авиаперевозки. В частности, на Кубу уже сняты две из трех ранее запланированных десятидневных цепочек рейсов авиакомпании "Трансаэро" в Варадеро. Однако с 20 декабря "Аэрофлот" увеличил частоту своих регулярных полетов в Гавану, и ситуация с продажами обострилась, сообщает ИС "Банко".

Кроме того, страна стала жертвой обвала цен на других пляжных направлениях. Туры на Кубу, сформированные на базе регулярной перевозки, оказались дороже, чем демпинговые предложения в Гоа, Паттайю или Хайнань, а туристы сейчас выбирают в основном между дешевыми и очень дешевыми предложениями.

35

шведские новости http://www.sweden4rus.nu

Женщины и мужчины в одной палате Половина университетских больниц Швеции: в Линчепинге, Упсале, Мальмё и Умео в некоторых своих отделениях регулярно размещают вместе в одних палатах мужчин и женщин.
Администрация считает, что это упрощает медицинское обслуживание.

Акции концерна ”Вольво” упали на Стокгольмской фондовой бирже во вторник на 4,8% по сравнению с биржевым индексом, который уменьшился во вторник на 1,6 %. Это произошло после того, как стало известно, что грузовое производство ”Вольво” сокращает на своих шведских заводах 1600 сотрудников.

Руководство Каролинской университетской больницы в Стокгольме намерено на 6% или на 600 человек сократить штаты больницы для экономии денежных средств. 

Русская диаспора в Швеции    Есть эпоха викингов с взаимным проникновением народов – военным, торговым, брачным. Женой Ярослава Мудрого – правителя Киевской Руси – была шведка, Ингегерд. Викинги торговали не только соболями, медом и серебром, но и рабами, славянами в том числе. Возможно, именно в этом качестве на территорию Скандинавии были завезены первые русские.

Первая русская женщина-профессор, математик Софья Ковалевская, стала профессором именно в Стокгольме. Здесь она и похоронена. В основу Нобелевских премий Альфредом Нобелем были положены капиталы, заработанные, в том числе и в России. На территории завода «Русский дизель» в Санкт-Петербурге до сих пор сохранились здания, построенные бывшим владельцем – Нобелем. Гостиницу «Астория» в городе на Неве, как и много других зданий, построил шведский архитектор Фредрик Лидваль, дочь которого живет в Стокгольме и еще не забыла русский язык. В Швеции осело несколько прямых потомков Льва Толстого, одна из них – джазовая певица Viktoria Tolstoy

Меняются времена, меняются и проблемы, с которыми приходится сталкиваться русским иммигрантам в Швеции. Если раньше шведских детей пугали русскими, как нас в детстве пугали «дядей милиционером» (Ryssen kommer! – «Русские придут!», так звучит эта угроза), то теперь страх перед КГБ и советской военной агрессией сменился страхом перед ”русской мафией”. Слова ”русская женщина” стали, чуть ли не синонимом слова ”проститутка”.

Многие не знают, что владение имуществом или фирмой в Швеции не дает право ни на проживание, ни на въезд в страну

36

http://jumbohostel.com/Images/main-picEng.jpg

Самолет-хостел открылся в Стокгольме  http://jumbohostel.com/ J umbo Hostel в аэропорту.  http://img.travel.ru/images2/2009/01/object166242/jumbo_240x120.jpg Первый в мире хостел в настоящем самолете Boeing 747-200 (Jumbo) открылся в аэропорту Стокгольма. В самолете есть места для 72 постояльцев, включая один сьют в кабине пилотов

Jumbo Hostel припаркован на въезде в аэропорт Arlanda. Комнаты хостела вмещают по 2, 3 или 4 кровати. Душ и туалет расположены в коридоре. Сьют, в котором сохранена панель управления самолетом, имеет отдельную ванную комнату. При переоборудовании самолета в хостел были также оставлены другие мелкие детали, которые позволят гостям почувствовать особую атмосферу гостиницы. В частности, сохранились все иллюминаторы, кислородные маски, бар и салон первого класса, который будет использоваться как холл.

Весной в гондолах двигателей оборудуют еще четыре номера. Их "изюминкой" станут лопасти двигателей, которые можно будет использовать как жалюзи. Также весной появится возможность гулять по крыльям самолета, откуда открывается захватывающий вид на аэропорт. Владельцы хостела планируют предусмотреть возможность организации свадеб на крыле самолета.

http://jumbohostel.com/Images/top-image.jpg

Contact us  Visiting address Jumbo Hostel Jumbovägen 4 SE-190 47 Stockholm Arlanda SWEDEN

Postal address Jumbo Hostel PO Box 160 SE-190 46 Stockholm Arlanda SWEDEN

Phone +46 (0)8-593 604 00   Fax +46 (0)8-593 604 11  info@jumbohostel.com 
E-mail reservation:    booking@jumbohostel.com

37

«Аэрофлот» и Шереметьево я больше не выберу — 26.01.09 14:42 — http://www.gazeta.ru/travel/2009/01/22_e_2928414.shtml

ТЕКСТ: АНТОН КОМЛЕВ Хочу поделиться печальным опытом международного перелета с транзитом в Москве. 21 декабря 2008 года я возвращался из Сеула в Варшаву с пересадкой в Москве. Рейс из Сеула в Москву SU 600, выполняемый Аэрофлотом, и SU 0481 из Москвы в Варшаву. Времени на транзит 1 час 20 (по расписанию).

При посадке в Москве объявили, что из-за загруженности Шереметьево-2 самолет будет обслужен в Шереметьево-1 (ни слова про транзит). На вопросы пассажиров о транзите стюардессы рекомендовали обращаться к наземным службам.

В Ш-1 сотрудники аэропорта пытались оперативно переоформить пассажиров и занимались каждым индивидуально. Меня перерегистрировали на рейс в Варшаву часом позже, но при попытке пройти паспортный контроль для транзитных пассажиров оказалось, что граждане России не могут воспользоваться транзитом в Ш-1.  Дежурная службы транзита Ш-1 настойчиво пыталась добиться исключения в моем случае в виду очень малого времени до вылета (моя огромная ей признательность), но безрезультатно. Мой багаж был снят, и меня попросили пройти паспортный контроль для выхода на территорию России и получить багаж.

На вопрос о предоставлении транспорта до Ш-2 сотрудник аэропорта Ш-1 сказал, что транспорт в таких случаях предоставляют только иностранцам, а россиянам не положено. Мне сказали, что есть рейсовые автобусы между Ш-1 и Ш-2, которыми я могу воспользоваться.

Фактически меня выставили на улицу около Ш-1 вместе с моим багажом и советом обратиться в отдел продаж.Чтобы успеть к вылету, мне пришлось воспользоваться частным такси, водитель которого за 1000 рублей согласился довезти меня до Ш-2. Прямой путь между аэропортами был закрыт, и пришлось ехать окружной дорогой (вокруг отеля Novotel), где образовалась огромная пробка из-за машин, хаотично припаркованных на подъезде к Ш-2. Через 30 мин. я добрался до входа в зал вылета Ш-2. Добежав до стойки регистрации на свой рейс, я узнал, что моя регистрация, сделанная в Ш-1, аннулирована, т. к. никто не верил, что я могу успеть вовремя. При повторной регистрации меня попросили оплатить «перевес» багажа (27кг вместо 20). На мой отказ (попытался объяснить, что я – транзитный пассажир, и это вина аэропорта и перевозчика, что багаж вновь оказался у меня в руках) меня адресовали к дежурной по смене (или как-то так), которая находится в отдельном кабинете, в правом крыле Ш-2 в конце стоек регистрации. Позвать ее отказались.

Дежурная (не помню ее имени, но это легко узнать по времени дежурства), выслушав мою историю, сказала, что раз я пришел с багажом на вылет, то обязан оплатить перевес. Наличие багажных квитанций на транзитный рейс, с которого я был снят час назад ни о чем ей не говорили.

По ее словам, она не могла «нарушать правила» и позволить мне не оплачивать багаж вторично. За таким решением, по ее словам, я должен был идти к начальнику, который сидит в противоположном, левом, крыле Ш-2. Времени до окончания регистрации оставалось совсем мало, и я оплатил перевес (50 eвро + 130 руб). После регистрации я попал в медленную очередь на паспортный контроль (20 мин) и последующий досмотр (10 мин). Добираться до выхода на посадку мне пришлось бегом, общий автобус наземной службы уже уехал. Для меня вызвали какую-то «газель», что подвезла меня к самолету, находящемуся напротив терминала Ш-1!

Напоминаю, что изначально я просто пассажир рейса Сеул – Варшава с транзитом в Москве. Считаю, что такое обслуживание пассажиров категорически неприемлемо.Каждый сотрудник, с которым я столкнулся, делал все «по правилам», поэтому виноватыми я считаю управляющего Аэропортом Ш-2 и компанию «Аэрофлот», отвечающих за организацию их работы и создающих такие правила и инструкции. Хочу узнать их мнение на описанный инцидент.

Ситуацию комментирует начальник Центра общественных связей ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» Анна Захаренкова» «Уважаемый господин Комлев, мы рассмотрели обращение в отношении ситуации, связанной с Вашим обслуживанием в качестве транзитного пассажира. Спасибо за Ваше открытое письмо в адрес аэропорта и авиакомпании. Руководство Международного аэропорта Шереметьево внимательно изучает каждое обращение от пассажира. Ваше мнение, оценка и замечания очень важны для нас с целью выработки управленческих решений в сфере организации пассажирских перевозок в аэропорту и экспертизы качества сервиса.Мы признаем, что в период широкомасштабной реконструкции аэропорта пассажиры вынуждены порой испытывать неудобства вместе с нами. Но вместе с тем стоит отметить, что с открытием двух новых терминалов (Т – Е и Т – 3) в течение года мы внедрим новый порядок и схему обслуживания транзитных пассажиров, что полностью исключит подобный случай в дальнейшем. Ситуация, с которой Вы столкнулись, к сожалению, возникла по многим причинам, в том числе и по независящим от действий ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». В организации обслуживания пассажиров принимают участие службы самого аэропорта, персонал авиакомпаний, в данном случае ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», и служащие пограничного и таможенного контролей.

Обслуживание Вашего рейса SU600 по просьбе представителя авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии» было переведено из Терминала 2 в Терминал 1, поэтому отработанный порядок обслуживания транзитных пассажиров, который гарантирует пересадку пассажиров с одного международного рейса на другой в течение 90 минут в рамках одного терминала, не мог быть в данном случае применим. Понимая сложность ситуации, наш персонал, который задействован на участке транзита, предпринял все возможные меры для оформления пассажиров на стыковочные рейсы. Но сделать исключение для Вас из общего порядка прохождения паспортного контроля для российских граждан они не могли, так как это является компетенцией органов пограничного контроля.

Граждане РФ и представители других государств по-разному проходят транзит: граждане РФ при транзите должны в обязательном порядке пройти паспортный контроль и оказаться на территории страны. Это требование пограничных служб основано на законе РФ о правилах въезда/выезда граждан РФ.

В этой связи возникла неопределенность с конкретным стыковочным рейсом, на который должен быть оформлен пассажир. Поэтому Вам было предложено взять свой багаж, так как багаж должен лететь вместе с пассажиром, и обратиться к представителю авиакомпании для перевозки в Терминал-2 либо воспользоваться через некоторое время специальным транспортом аэропорта. В Вашем случае мы сочли необходимым проинформировать наших партнеров – авиакомпанию «Аэрофлот», поскольку регистрацию на рейс SU 481 осуществлял персонал этой компании. От лица ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» приношу свои извинения за неудобства, и надеюсь, Ваш следующий приезд в аэропорт будет приятным и позволит позитивно оценить наш труд для комфорта пассажиров».

Комментарий заместителя генерального директора, директора департамента общественных связей компании «Аэрофлот» Льва Кошлякова:«В связи с обращением пассажира Антона Комлева, летевшего рейсами Сеул – Москва SU600 и SU0481 Москва – Варшава, руководство компании совместно с аэропортом Шереметьево провело разбор этого инцидента. Мы понимаем, что в силу ряда объективных факторов, а также частично по вине персонала, возникла нестандартная ситуация, причинившая пассажиру значительные неудобства. Мы многое делаем для улучшения системы транзита, осложненной как существующими жесткими правилами, так и разнесенностью терминалов 1 и 2 аэропорта Шереметьево. Полностью такие ситуации будут исключены после введения в строй в 2009 году терминала Аэрофлота Шереметьево 3, однако и сейчас в рамках имеющихся возможностей мы предпринимаем меры, исключающие возникновение подобных случаев.

Исходной точкой этого инцидента было неверное предположение на основе данных бронирования, что у гражданина А. Комлева имелся еще и польский паспорт – в паспортных данных пассажира в поле «страна, выдавшая паспорт» стояла закодированная ремарка «паспорт Польши». К сожалению, граждане РФ и представители других государств по-разному проходят транзит: граждане РФ при транзите должны в обязательном порядке пройти паспортный контроль и «выйти в город». Это требование пограничных служб основано на законе РФ о правилах въезда/выезда граждан РФ. Как это ни странно, ситуация была бы иной, если бы был предъявлен польский паспорт, указанный в бронировании клиента.

Иностранные граждане обеспечиваются внутренним транзитом, не пересекая границу РФ. Российские пассажиры могут воспользоваться услугами бесплатного транспорта до Ш-2 (расписание у зала прилета в Ш-1). Поскольку А. Комлев опаздывал на рейс, этот вариант не подошел. При регистрации на рейс багаж всегда подлежит взвешиванию и спецконтролю, а сверхнормативный оплачивается согласно расценкам. Если при регистрации в Сеуле багаж весом 27 кг был принят без доплаты – это было нарушением правил перевозок, из чего не следует обязательность его повторения в другом пункте. Если же сверхнормативный багаж был оплачен (хотя никаких квитанций пока не предъявлялось), компания готова возместить двойную оплату на основе предъявленных документов. Аэрофлот приносит извинения за причиненные неудобства».

Комментарий генерального директора ЮА «Персона Грата» Георгия Мохова:«Это обычный отечественный бардак. Общеизвестно, аэропортовое обслуживание у нас отвратительное, все, начиная от паспортного контроля и выдачи багажа и заканчивая парковкой просто оскорбительно для человека, привыкшего к европейскому, американскому и уж тем более азиатскому авиасервису, где все сделано для обеспечения комфорта пассажира.

Между тем, в данной ситуации вина лежит на авиакомпании. Она обязана обеспечить транзитное обслуживание пассажира, в рамах одного договора перевозки, без дополнительных расходов с его стороны. Если пассажир понес убытки в связи с некачественной работой аэропортовых служб, то он имеет право потребовать возмещения убытков, в том числе и компенсацию за моральный вред, непосредственно от авиаперевозчика, чей авиабилет он приобрел (согласно ст. 786 ГК РФ «Договор перевозки пассажиров», ст. 793 ГК РФ «Ответственность за нарушение обязательств по перевозке»). Но никто этим правом не пользуется, в связи с незначительностью суммы и длительностью процедуры. Авиакомпании и аэропорты об этом прекрасно знают, а рядовые сотрудники работают в рамках инструкций и правил, установленных с обычной отечественной бездушностью и пренебрежением к человеческому достоинству».

Комментарий председателя Клуба защиты прав туриста Дмитрия Давыденко:«Ответственность за доставку пассажира полностью несет авиакомпания. Даже если бы самолет посадили из-за погодных условий в Нижнем Новгороде, а не в Шереметьево-1, авиакомпания все равно была бы обязана доставить пассажира до конечного пункта назначения, в данном случае до Варшавы, независимо ни от чего. И пассажира не должно ничего волновать в этой ситуации, в том числе проблемы с багажом или поиском такси.

В Москве транзитный пассажир должен был в одну дверь выйти, в другую - войти. Россияне и иностранные граждане пользуются абсолютно одинаковыми правами на территории России, если только речь не идет об избирательном праве. Налицо явный непрофессионализм сотрудников а/к «Аэрофлот». Работники аэропорта «Шереметьево» здесь абсолютно ни при чем, у них свои правила, связанные с границей.

Сейчас пассажир может получить компенсацию за все понесенные расходы, согласно Закону о защите прав потребителей и «Правилам перевозки авиапассажиров, багажа и грузов авиационным транспортом».

mimi7777777 Аналогичная ситуация произошла и со мной. Прошлым летом летели транзитом из Казахстана в Торонто через Шереметьево 2. Больше не летаем. Я лучше переплачу другим авиакомпаниям, чем в очередной раз буду выслушивать гадости и откровенный мат от сотрудников таможни в Шереметьево. Кстати уважаемые экономисты Аэрофлота-подсчитайте теперь сколько...

ctzn291139 Ш-2 вообще самый дебильный аэропорт, что я когда-либо видела! Ненавижу его лютой ненавистью. Постоянно проблемы то на паспортном контроле, то на регистрации, и работники просто свиньи. Полностью согласна со всеми коментами. Домодедово не уступает лучшим аэропортам мира, а Ш-2 - совковое г...! Как будто прилетаешь в Одессу 1970-х. Типа Брайтон-бича...

38

http://www.sweden4rus.nu/rus/info/education/default.asp#education form
- Какая форма образования в шведском университете?
- Кто может учиться в шведском ВУЗе?
- Подача документов и въезд в страну.
- В Швеции...
- Высшие уровни обучения: магистр и докторант
- Студенты по обмену
- Возможно ли зачесть свой диплом или отдельные курсы из ВУЗа своей страны?
- Взгляд шведов на университет

Список основных Шведских Университетов. http://www.sweden4rus.nu/rus/info/education/list.asp

Какая форма образования в шведском университете?

Образование преподносится в виде программ, что во многом напоминает обучение по специальности на наших факультетах. Программы в Швеции варьируются в большей мере, нежели в России. Здесь можно получить образование, скажем, Культурного аналитика, или знания по отдельному региону в Азии. Длительность обучения на таких программах может быть от года до 5. За это время, вы изучаете исключительно те предметы, которые непосредственно имеют отношение к тематике выбранного вами направления. В этом смысле, в Швеции образование более узко специализированно: Делаем то, что необходимо – сказывается западное рациональное мышление. В дополнение к программам существуют также и отдельные курсы, которые можно пройти, если до конца для себя не определился, что же все-таки хочется делать в будущем. Это также хорошая альтернатива, когда не хочется тратить много времени на обучение. Однако, из курсов вы сможете себе также сформировать путь к получению диплома.

Учебный год в шведском университете состоит из 2 семестров: осенний и весенний. Осенний начинается в конце августа: 21 или 28, и заканчивается 19 января. Весенний начинается 20 января и, соответственно, заканчивается 6 июня. Каникулы – рождественские, пасхальные и летние.

В Швеции также существует система кредитов. Для нас, не знакомых с этой системой, это порой ставит в недоумение. 1 кредит равен 1 недели обучения в университете (1 семестр – 20 кредитов). Эта система введена для легкости составления планов курса и подсчетов пройденных человеком часов обучения.

Образование в шведском университете дается в форме лекций, семинаров, дискуссионных собраний с учителем или без. Экзамены – в форме написания домашних работ или работ в аудиториях, экзаменационные семинары также частое явление. Некоторые моменты в обучении обязательны для посещения, как например лабораторные или семинары – ваше отсутствие на них компенсируется самостоятельной письменной работой. Однако, вы сами выбираете, что вы должны посещать, а что нет: главное, чтобы все обязательные работы были сданы вовремя и зачтены.

Многие программы дают обучение в форме «один курс в одно время, другой в другое», поэтому вам не надо распаляться на изучение нескольких предметов одновременно. Обычно за семестр получается, таким образом, по 3-4 предмета. По окончанию каждого курса – экзамен, что также может рассматриваться как нечто положительное, поскольку вы сразу применяете и проверяете пройденные знания. Технические программы заметно отличаются по уровню сложности по сравнению с гуманитарными.

На каждой программе или курсе ограниченное число мест, поэтому конкурс на поступление существует. При рассмотрении заявок на конкурсной основе будет также учитываться и иметь вес ваше предыдущее образование и опыт работы.


Кто может учиться в шведском ВУЗе?

Любой, кто того захочет. Однако для поступления в шведский ВУЗ на программу, вам, как минимум, нужно иметь законченную российскую школу, знания английского языка и шведского(если программа дается на нем).

Существует небольшой нюанс: если ваша школа предоставляет, как это обычно, 11 лет обучения, то вам также необходимо иметь за спиной 1 год обучения в российском ВУЗе, дабы уравнять законченное среднее образование в рамки шведской системы.

Требования по английскому языку следующие. Обычно в шведских университетах нужен уровень английского, соответствующий тому, что дается в шведской гимназии. Поэтому, поступающий человек может избежать сдачи тестов по английскому языку, если часы преподавания английского языка в его школе и ВУЗе в суммарном виде соответствуют шведским стандартам. Однако, зачастую, этого не наблюдается. Уровень языка, дающийся в российских школах и ВУЗах ниже, чем в шведской гимназии и в шведском университете. Поэтому для иностранных студентов из бывшего Советского Союза существуют особые требования:

Минимальные знания английского языка для поступления в шведский институт:

1. Toefl – Tenst of English as a Foreign Language. Тест на бумаге – 500-550 очков, компьютерный – 213 очков. (На сайте toefl.org можно записаться и сдать этот тест на своем компьютере).

2. IELTS – International English Language Testing Service. Количество очков, необходимых вам для поступления – 6.0. (ielts.org).

3. Cambridge EFL examination/test. Grades A or B. (cambridge-efl.org).

4. MELAB - Michigan English Language Assessment Battery. 90 очков. (lsa.umich.edu/eli/melab.htm).

Шведский язык, необходимый для обучения в шведском университете, вы можете выучить и сдать уже в этой стране. Но, курсы и сдача экзамена осуществляется также и в других странах, к примеру, в России, в Москве.

Вы можете посещать выбранный вами университет в Швеции, и проходить курс языка, прежде чем начнете обучаться по программе. Экзамен, который вы сдаете по языку называется TISUS (nordiska.su.se/tisus.htm). Сданный экзамен-Tisus свидетельствует о том, что ваши знания шведского языка выдержат академическую среду университета. Экзамен платный, если вы не проходили курс подготовки в одном из двух шведских университетах: Умио (umu.se) и Линчепинга (liu.se). Стоимость теста в Швеции – 1200 крон. Если вы его сдаете заграницей – 2000 крон.

Университет Умио и Линчепинга осуществляет подготовительные курсы шведского языка. Причем, если вы подали на выбранную вами программу в эти университеты, то при выполнении основных критериев для принятия, вас автоматически помещают на обучение шведского языка при этих университетах. Вы получаете, таким образом, гарантированное место на программе. Это значит, что как только вы сдаете шведский, вы начинаете обучаться по специальности. У вас также может быть несколько попыток сдачи Tisusа. Третья попытка будет уже платной. В Линчепинге вы обучаетесь шведскому 1 год, в Умии – 1,5 года. Количество человек на курсе – 15-20, поэтому конкурс на принятие все-таки есть.

Как человек, прошедший курс шведского в Умио Университете, я могу сказать, что обучение - интенсивное и к его завершению, вы уже достаточно свободно владеете языком. Все это конечно, так, при условии, если вы все-таки занимаетесь шведским.

Помимо вышеперечисленных требований, каждая программа может выставить и свои отдельные требования. Что касается английского языка, то требуемый уровень может варьироваться. Так например, на социальную работу необходим английский B, в то время как на Международную Экономику знания по английскому языку будут уже значительно выше, английский С. Каждая программа будет выставлять требования исходя из того, какое направление она дает. Так, например программа молекулярная биология имеет выше требования по физике и химии, в то время, как для принятия на программу психология хватает школьных знаний по этим предметам. Требования, как рабочий опыт, также могут выдвигаться на отдельных программах – программа психология ставит за требование 1 год опыта работы, где психологические знания так или иначе могут быть задействованы. Для дальнейшей информации вы можете заказать каталог из университетов, и просмотреть, что на вами выбранную программу требуется. Обычно требования на одну и ту же программу в Швеции одинаковы по всем высшим учебным заведениям страны.

Подача документов и въезд в страну.

После того, как вы узнали требования на выбранную вами программу, начинается следующий процесс – подготовка документов. Помимо того, что вы воспользуетесь каталогом университета при выборе программы и при рассмотрении указанных требований, вы также можете обратиться к специальному человеку. Этот человек есть при каждом университете и его задача помогать поступающим студентам, если у них возникают какие-то вопросы и сложности. По-шведски такой человек называется studievägledare. Studievägledare(или просто vägledare) прикреплен также к каждой программе. Так что, если у вас возникают сомнения по поводу того, какие документы вам необходимо подавать, вы без колебаний обращаетесь к нему.

Документы, которые вы отсылаете в шведское высшее учебное заведение должны быть переведены. Перевод может осуществляться равно на английский, как и на шведский. Достаточно перевода в местном бюро переводов и заверения его в последствии у нотариуса. Но, вы также можете отослать ваши документы в Skolverket (Министерство образования, skolverket.se/english/trans.shtml), которое, ко всему прочему, отвечает за перевод документов иностранных граждан, желающих учиться в Швеции. В этом учреждении вы сможете получить помощь в переводе ваших документов об образовании по тем стандартам, которые приняты в этой стране.

Когда документы собраны, вы можете смело заполнять анкету в университет. Анкета есть в каждом каталоге, который вам присылает университет. Будьте внимательны, чтобы все документы, которые требуются, были вложены вместе с анкетой. Как только процесс подготовки завершен – анкета отсылается в университет. На осенний семестр конечная дата отсылки документов – 15 апреля. На весенний – 15 октября. Причем, под конечной датой понимается, что и в этот день вы можете пойти на почту и отослать конверт с документами. Штамп об отсылки на конверте будет свидетельствовать, что вы во время выполнили это последнее требование.

Если какие-то документы по ряду причин не были отосланы первым письмом, то вы можете отослать их позже, до определенного дня. Осенний семестр – до 15 июня, весенний – до 1 декабря. Ответ о том, были вы приняты или нет приходит 13 июля и 16 декабря соответственно.

Если удача улыбнулась вам – вам приходит письмо о том, что вы прошли на программу. Иногда вы можете получить уведомление, что вы поставлены в очередь как резерв, если основные требования на программу вами выполнены. Это значит, что, если свободные места на программе будут, то вы будете приняты. Если вы подавали в два университета, то первый, который вас принял и будет тем, кому вы должны отвечать, поскольку во втором автоматически вы больше не стоите в очереди, после принятия в первый. Это сделано с целью того, чтобы дать большему количеству желающих попасть на обучение в высшее учебное заведение.

На полученное вами письмо нужно ответить: в силе ли еще ваше желание уиться в университете в Швеции. Тогда вы получаете следующее письмо, свидетельствующее о конечном принятии в университет. С этим письмом вы идете в ближайшее консульство или посольство Швеции, заполняете анкеты и подаете на визу. По-шведски разрешение на въезд в страну называется – studieuppehållstillstånd. Чтобы оно вам было предоставлено, вам также необходимо доказать миграционной службе (migrationsverket.se/english.html), что у вас каждый месяц будет финансирование в размере 6, 300 крон(сумма актуальна на март 2003). Если вы хотите взять с собой жену/мужа – то сумма в месяц должна быть на 3000 крон больше. На ребенка вам понадобиться – 1800 крон в месяц, наличие которых вы также должны засвидетельствовать перед миграционной службой. Иностранным студентам стипендии от университета не выплачиваются. Высшие учебные заведения в Швеции финансируются государством, поэтому вам за само конкретное образование ничего не надо платить. На жизнь вы можете себе также заработать. В настоящее время(март 2003), студенты могут работать круглый год, если у них на руках есть студенческая виза. Вы также можете запросить деньги из фондов. Здесь в Швеции популярностью среди иностранных студентов, в этом отношении, пользуется Шведский Институт – организация, занимающаяся поддержкой различных проектов между многими странами. (si.se).

В Швеции...Если виза выдана, то вы можете ехать на обучение. Частые проблемы, с которыми сталкиваются вновь прибывавшие студенты – это проблемы жилья. Бывает, что университет помогает студентам найти жилье. Так например, было в моем случае, когда я попала на обучения в Умио. В этом маленьком северном городке нехватки жилья не наблюдается, как это можно констатировать на примере Стокгольма. Поэтому университету Умио было, скорей всего, даже приятно предоставить мне комнату в 19 кв м, с душем и маленькой кухонькой.

В большинстве случаев, вам все-таки придется самим подыскивать себе жилье. Для этого, советую позаботиться об этом заранее, чтобы увеличить возможность благоприятного исхода – нахождения квартиры или студенческой комнаты. Обычно на сайтах университетов есть ссылки к студенческим жилищным конторам. Так например, на сайте стокгольмского университета можно найти ссылку к одной из таковых: sssb.se. Вставать на очередь желательно чем раньше, тем лучше. Также практичнее будет встать на очередь в нескольких жилищных конторах, и не только студенческих.

Квартиру можно также снимать сообща с кем-то. Это, при учете зачастую высоких цен на жилье, более благоприятно для прибывших студентов. (Такое сожительство и получило в свое время название «шведская семья»).

Студенческое жилье в Швеции не идет в сравнение с тем, что обычно можно встретить на территории России. Стены не так ободраны, есть хорошая мебель. Как я уже говорила, бывают комнаты с душем и маленькой кухней, что создает ощущение, что вы, по большому счету, имеете свою маленькую квартиру. Естественно, что условия жилья тоже могут быть и разными, но в моей практике я не наблюдала запущенных общаг.

По мимо высоких расходов на жилищные условия, вы также выложите изрядную сумму за книги, если вам не повезет найти их в библиотеке. Книги в Швеции стоят дорого. В семестр вы можете потратить к примеру 750-1000 крон. Конечно же, можно умудриться потратить меньше, а можно и не уберечь себя и выложить большую сумму за печатные образовательные материалы. Будем надеяться, что скоро, интернет решит эту проблему.

Чтобы иметь право учиться в шведском университете, вам также нужно заплатить членский взнос в студенческий профсоюз, который защищает ваши права, как студента. Сумма, которую вы уплачиваете варьируется от 159 до 290 крон за семестр. Внося взнос, вы получаете карту студента, которая открывает вам вход во многие студенческие увеселительные заведения, а также дает скидки на поездки и скидки во многих бутиках и магазинах Швеции.

Обычно, когда студенты только начинают учиться в университете, то к ним приставляется ментор или куратор. Этот человек, студент старшего курса, которые знакомит новичка с особенностями национальной жизни. Первая неделя обучения в университете – это радость для старшекурсников, поскольку они вдоволь могут шутить над начавшими обучение (по шведски последние имеют название – nollor – нули). Шутки могут быть разного характера. Так например, при начале осеннего семестра, в один холодный сентябрьский день студентов новичков высшего учебного заведения города Естершунда (Östersund) попросили сделать плоты из любых подручных средств, и переплыть реку. Половина бедных студентов изо всех сил барахталась в уже тогда холодной воде в тот дождливый день. Некоторым удалось переплыть реку на плоте. Конечно в словах, описать все события сложно, но веселья было много, особенно тем, кто свалился в реку, промок до нитки, а затем сидел на берегу и отогревался подозрительного характера жидкостью в стакане.

В шведских учебных заведениях студенты образуют свои объединения(nationer). Нации  имеют свои различные названия. Раньше, нации образовывались по принципу георграфической принадлежности человека – Skåne nation, Stockholm nation. Многие нации сохранили свои названия, но сейчас войти в членство может каждый в независимости от каких-либо принадлежностей. Лишь ваш интерес определит, какую нацию вы выберете. Вы также можете создать и вашу собственную – в Швеции дорога открыта для творческих начинаний.

Нации устраивают вечеринки, конкурсы и различные развлекательные мероприятия, что поможет вновь прибывшим быстро найти себе компанию и влиться в общение.

--------------------------------------------------------------------------------

Высшие уровни обучения: магистр и докторантЧтобы попасть на уровень магистра в шведский университет, вам необходимо пройти 3 года обучения (120 кредитов) по специальности, по которой вы собираетесь углублять свои знания далее. Каждая отдельная магистерская программа выставляет, как и в выше описанных случаях, свои требования по принятию студентов. Обучение на этом уровне обычно занимает 1 год, и только программы в области инженерии требуют 1,5 года.

Знания английского языка также необходимы. Требуемый уровень английского языка зависит от программы.

На решение о вашем принятии на уровень магистра влияет ваше предыдущее образование.

Чтобы попасть на более высокий уровень обучения – докторанта, у вас уже должен быть диплом бакалавра или выше по тому направлению, в котором вы хотите писать свою диссертацию. Студентам, которые хотят попасть на этот уровень в шведское высшее учебное заведение, рекомендуется сдать экзамен на магистра в Швеции. Магистерский экзамен увеличивает шансы попасть на этот уровень дальнейшего обучения.

Отдельные требования ставятся на каждое выбранное направление. В этом случае, лучше напрямую связываться с департаментом, где вы планируете проводить свои исследования, и получать более подробную информацию там. Очень хорошее знание английского языка требуется во многих случаях. Многие департаменты не имеют формальных требований по шведскому языку для докторантского уровня . Но, многие семинары и лекции зачастую проводятся на шведском. Поэтому, чаще всего, уже после принятия, студентов просят также параллельно изучать шведский.

Конкурс на докторантский уровень в университеты очень высокий, поэтому принимаются во основном те, кто уже имеет финансирование на полной срок прохождения постдока.

Студенты по обмену

Студенты по обмену – это те, за кого отвечает университет своей страны, в котором студент обучается в нормальном случае. Будучи студентом по обмену, вы имеете полностью запланированное пребывание, и разработанную программу курсов, с которой вы можете ознакомиться еще до приезда в страну. Обычно время пребывания в Швеции сводится к 3 месяцам – 1 году. Студентам по обмену после приезда в Швецию также предоставляется жилье, и шведский университет тратит намного больше времени, чтобы ввести обучающихся в курс дела жизни в этой стране. Обмен студентами поддерживается ЕС, а также Советом Северных стран.

Самый часты обмен осуществляется в рамках программы ERASMUS, которая развивает мобильность знаний между разными странами. 15 членов ЕС входят в эту программу. Среди участников этой программы есть также Эстония, Литва и Латвия. Существует ряд других программ, как, например, Socrates.

Чтобы попасть по обменной программе на обучение за границу, человек должен уже учиться в университете своей страны, которая участвует в программе, и иметь за собой хотя бы один год обучения в высшем учебном заведении.

Возможно ли зачесть свой диплом или отдельные курсы из ВУЗа своей страны?

Возможно. Так например, свой диплом человек может непосредственно зачесть в одном из ВУЗов Швеции. Для этого, необходимо подать на программу, соответствующую направлению вашего имеющегося образования. Затем, необходимо отослать заявку о том, что бы зачесть все обучение в шведском университете посредством это имеющегося образования из другой страны, о котором свидетельствует диплом. Анкета-заявка называется «Ansökan om tillgodoräknande av utlandsstudier».

Однако, подтверждение диплома возможно, если выбранное в Швеции направление во многом соответствует тому, которое изучалось в другой стране. Анкета-заявка отдается в тот отдел университета, который дает программы и курсы того направления, которому соответствует ваш диплом. Но, если ваше направление не существует в университете, то вы посылаете вашу заявку в студенческое бюро, которое есть при каждом университете.

Вы также можете зачесть себе отдельные курсы, обучаясь на шведской программе. В этом случае, вы предоставляете план соответствующего курса из вашего предыдущего образования. В этом плане есть описание курса, часы подачи и полный список использованной литературы. Ответственный за курс человек возьмет вашу заявку на рассмотрение, после чего будет вынесено решение, будет ли засчитан ваш курс или нет. Вероятность засчитывания курса, конечно, выше, если наблюдается очень близкое сходство в его подаче и преподавании.
Автор: Олиана Лионовская

39

Живу в Швеции, могу кое-что посоветовать— 2.02.09 14:35 —ТЕКСТ: ДМИТРИЙ 
http://www.gazeta.ru/travel/2009/01/27_e_2931389.shtml

Это письмо – отклик на статью «Три европейские столицы: мои советы путешественникам» – ред.

1) «Размещение в 4-х местной каюте вдвоем обошлось нам в целом в 140 евро». Сильно переплачено. При заказе за 1 мес. клубная карта и круиз (!) Стокгольм-Рига на рождественской неделе (!) мне обошлись в 50 евро (каюта С4).
2) «Совет для экономистов №1. На пароме все дорого». Не только на пароме, но везде в Швеции все вообще дорого, а особенно выпивка. Если экономия средств для вас актуальна, то выпивку и сигареты везите с собой...
3) Цена за завтрак «шведский стол» 100 крон (10 евро) на пароме мне показалась разумной с учетом качества оного стола и лимитами по времени в путешествии.
4) «...покупайте 24-часовую карточку. Она стоит 100 крон...» При этом имейте в виду: есть еще и недельный единый проездной за 270 крон.

5) «Забота государства о своих гражданах поражает воображение россиянина!»Сдирание 40%-50% налогов (не считая налоги на работодателя), их перераспределение в пользу малообеспеченных позволило доминирующей социал-демократической партии уютно находиться у власти этого «демократического» королевства в течении 95% от последних 90 лет. КПСС отдыхает ;).

6) «Всеобщее государственное медицинское страхование».Не дай вам бог с этим медицинским страхованием столкнуться. С грудным младенцем при температуре 40 градусов 6 часов ждать приема в госпитале или с 3-х летним ребенком с его оторванным дверью пальцем получить отказ при вызове скорой (нет угрозы жизни) и потом опять 4 часа ждать приема в травме... Да, забота поражает...

7) «Один из родителей (по выбору) имеет право находиться в отпуске по уходу за ребенком до 8 (!!!) лет, получая при этом до 60% от своей заработной платы». Слава богу, до такого маразма еще на дошло. На самом деле оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком 1 год 3 мес., но использовать его действительно можно обоим родителям до достижения ребенком 8 лет. Отпуск оплачивется на том же уровне как больничный.

8) «Очень трудно в Стокгольме найти аптеку!» Очень спорное утверждение...

9) «Но на стокгольмских станциях я чувствовала себя точно таким же туристом! Прорубленные в скальных породах тоннели рождают ощущение сказочных подземелий, расписанных гномами-авангардистами» .... Лифты, постоянно залитые жидкими экскрементами, и озерца рвотных масс, тут и там дополняющих интерьер по вечерам пятницу и субботу, быстро скорректируют ваши представления о «шведском менталитете который базируется на чувстве глубочайшего уважения к личности другого человека и чувстве собственного достоинства».

10) «Шопинг в Стокгольме на любителя». Полностью согласен.
Время скидок: конец декабря, январь, нач. февраля, а также конец июля-август. Для «экономистов» могу порекомендовать «Stockholm quality outlet» в Barkaby. Множство брендов со скидками 30%-70%.

11) «Еда в Стокгольме недешевая». Как здесь у нас говорят – Absolut.Дополнительный «экономический» совет. В больших гастрономах типа «ICA» и «Consum» в деликатесном отделе обычно всегда торгуют горячей курой гриль или ребрышками и картофельной запеканкой (ака «grateng») на гарнир. Вполне подходит для пикника или как бюджетный ланч.

12) «От центрального вокзала Т-Centralen... идет красивый желтый экспресс... Билет в одну сторону стоит 220 крон (23 евро) на человека». От тогоже Т-Centralen (Bussterminal) в Арланду (и в Бромму) ходят автобусы «Flygbussаarna» по цене 110 крон на человека (только для «экономистов», конечно).

В завершение мои очень субективные рекомендации.Лучшее вермя для посещения Стокгольма – это конец весны, начало лета (май, июнь). Город весь в цветах и очень красив (я сам из Питера, так что есть счем сравнивать), но в музейном отношении в общем никакой... Исключения – Васа (Vasa), Skansen (Скансен), Milles Garden (Миллес Горден), м.б. Junibacken (Астрид Линдгрен, если у вас есть дети). Все остальное (типа королевских дворцов) простенько, бедненько, хоть и чистенько. При интересе к Скандинавии очень рекомендую также посетить Копенгаген: 5 часов от Стокгольма скоростным поездом и 1 час самолетом (он с регистрацией и т.п., так что почти то же самое

40

Три европейские столицы: мои советы путешественникам  http://www.gazeta.ru/travel/2009/01/14_a_2924273.shtml ТЕКСТ: КРИСТИНА ДЕНИСОВА

Наш рождественский маршрут Москва – Рига/Юрмала – Стокгольм – Амстердам – Москва (18–30 декабря 2008 г.) предполагал использование всех видов транспорта. Ну… или почти всех.

Билеты в Ригу на поезд были куплены за 10 дней до отправления благодаря новой системе РЖД. Так как российские поезда уже давно объявлены «самыми поездатыми поездами в мире», теперь «почти электронные» билеты есть и у нас: заходишь на сайт, регистрируешься, выбираешь поезд, дату, тип места, платишь с кредитной карточки и получаешь в почтовый ящик распечаточку.С ней приходишь на любой вокзал, необязательно тот, с которого отправляется поезд, и в любое время в стеклянной будочке обмениваешь распечатку на привычный ж/д билет. Очередь 1–2 человека. Кра-со-та! Старт назначен на 18 декабря. Впереди – предвкушение от встречи с Европой. До Рижского вокзала, сами понимаете, лучше на метро. Как всегда, поезд забит до отказа. Отправление в 21.00, граница в 7 утра. Таможня не зверствует особо, местами попадаются даже явные весельчаки.

Рига встречает нас тихо и не слишком празднично. Местная валюта – латы, курс примерно 1 лат = 1,422 евро. Обмен лучше всего производить в обменных лавочках напротив вокзала через дорогу. На вокзале очень невыгодно: берут комиссию. Рубль также подлежит обмену. За 1,80 евро от улыбчивой девушки в кассе получаем заветные билетики на пригородную электричку, которая через 35–40 минут доставляет нас в сердце песенной Юрмалы, легендарную Майори. Я приехала в свою страну детства… Погуляли по заснеженной Юрмале, темнеет, мы возвращаемся в Ригу и остаток вечера проводим в уютной радушной домашней обстановке, попивая коньяк, вспоминая летние путешествия и обсуждая местную жизнь.

Из Риги в Стокгольм, согласно плану, нас должен доставить паром. Tallink Silja Line – это большая международная контора, представительство которой есть и в России. Каюты нескольких классов. Самый экономичный вариант – это класс С, без иллюминаторов. Каюта похожа на вагон-купе, но с отдельным душем и туалетом. Очень чисто и уютно. Цены меняются в зависимости от сезона: высокого и низкого. Размещение в 4-х местной каюте вдвоем обошлось нам в целом в 140 евро. Билет покупали в Риге. В Москве он стоит примерно так же.

Совет для экономистов № 1. На пароме все дорого. Перед посадкой в маленьком магазинчике запаситесь питьевой водой или еще чем покрепче. И возьмите с собой кипятильник с кружкой и пакетиками чая. Вес крошечный, а пользы хоть отбавляй!  На станцию мы прибыли за 2 часа до отправления, спокойно зарегистрировались и получили на руки 2 пропускные ламинированные карточки со штрих-кодом, они же – ключи от нашей каюты.

Совет для экономистов № 2. Не покупайте заранее карты городов, которые планируете посетить. В магазине на Кузнецком Мосту любая заграничная карта обойдется вам в 600–800 рублей, в то время как в каждом отеле или хостеле за рубежом вам предоставят достаточно подробную карту центральной части города с названиями улиц и метками достопримечательностей даром, и не одну – по желанию. Наш отъезд пришелся на не самый оживленный день недели – субботу.

говорят, по пятницам, приняв на грудь лишку, туристы всех стран устраивают показательные выступления. И на 2-х уровнях танцевальной площадки творится зажигательный бардак! Что ж, видимо, в другой раз. А сейчас – семейные программы в стиле турецких аниматоров, с розыгрышем призов для больших и маленьких и дискотекой в стиле 80-х. Надо отдать должное хозяевам парома, ведь среди призов был и тур выходного дня!

Ровно в 09.30 утра (по местному времени) Стокгольм встретил нас голубым небом и ослепительным солнцем!Организованные группы туристов поджидали сверкающие 2-этажные автобусы, мы же отправились в сторону общественного транспорта. Порт прибытия находится в 2–3-х остановках от станции метро Gardet. Билет на городской автобус можно купить в автомате на остановке или у водителя. Мы пересекали 2 зоны, поэтому 2 билета нам обошлись в 60 крон (примерно 6 евро). Несмотря на участие Швеции в Евросоюзе, страна сохранила национальную валюту – шведскую крону. В грубом приближении курс 1 евро = 10 крон.

Сразу скажу, что если вы планируете остановиться в городе более чем на сутки и активно перемещаться (город довольно большой), покупайте 24-часовую карточку. Она стоит 100 крон и действительна на все виды транспорта во всех зонах.

В интернете мы нашли информацию о том, что есть SL Tourist Card и Stockholm Сard – специальные карточки для туристов, дающие льготы не только по транспорту, но и по посещению достопримечательностей.

Совет для экономистов № 3. Посмотрите в «Гугле», где располагается ваш отель, распечатайте этот кусок города, включая ближайшие станции метро или электричек.

Это поможет вам сориентироваться на местности. Кстати, бронировать гостиницы также проще всего через «Гугл» – сразу видно, что и где рядом.

Поселиться мы решили в самом центре старого города – районе Gamla stan. Узенькие улочки в булыжниках, мастерские и лавочки – атмосфера средневековья очень притягивает иностранца, жителя огромного техногенного города.

В Google Earth мы промаркировали гостиницы и хостелы, выбрали подходящие, а потом через ресурс http://www.russian.hostelworld.com/index.php забронировали. Бронирование также осуществляется посредством кредитной карточки. С кредитки снимается в пользу гостиницы 10-процентный депозит, а остальное оплачивается непосредственно в отеле как карточкой, так и наличными.

Так как недорогие гостиницы были заняты, мы не погнушались хостелами. И надо сказать, не ошиблись! Благодаря устоявшейся культуре бережного отношения европейцев к пространству ближнего единственный минус хостела – удобства в коридоре. В остальном никаких нареканий. Чистые помещения, чистое белое постельное белье и полотенце, теплые комнаты, горячая вода, кухонные принадлежности 24 часа в распоряжении, бесплатный интернет и Wi-Fi. Надо иметь в виду, что шведский chek in time приходится на несколько непривычное время: с 15.00 до 18.00, поэтому администрация хостелов просит предупреждать о своем времени прибытия заранее – так вы получите специальный код, которым открывается дверь в подъезд. Кроме того, всегда можно оставить свой багаж на ресепшн и быть на 100% уверенным в том, что с ним ничего не произойдет. 2 ночи в хостеле обошлись нам в 1230 крон (120 евро).

Стокгольм покоится на 14 островах, соединенных между собой разнообразными мостами.

Большинство музеев сосредоточено в или около национального парка под открытым небом Skansen, в районе Djurgarden, королевские покои – в районе Gamla Stan, а деловая и шопинговая часть – в самом центре, районе Norrmalm. Рекомендую заглянуть на городской ресурс stockholmtown.com. Там можно почерпнуть много разной необходимой вам информации.

За 2 дня мы успели вдоволь нагуляться по стареньким кривым улочкам, насладиться красочными подоконниками, забежать в пару баров, полюбоваться королевским дворцом, посмотреть несколько авторских магазинчиков с сувенирами и стеклянными изделиями, побывать на уличной ярмарке, в 2 музеях (многие были закрыты) – Vasa и Aquaria vattenmuseum. Многие музеи держат маленькие guide-книжечки и на русском языке. Описание достопримечательностей я, пожалуй, приводить здесь не буду – вся информация есть в интернете (еще один хороший ресурс stockholmmuseum.com). Шведы очень любят украшать свои окна и подъезды горшками с большими цветками, вывешивают разноцветные лампы. Улицы города чисты, словно вымыты. Ну и, конечно же, всюду легко узнаваемый стиль IKEA!

От недостатка солнца (в зимнее время темнеет с трех часов дня!) местные жители довольно хмуры, однако в неприветливости их не обвинишь: если что – и дорогу покажут, и улыбкой поделятся. Все прекрасно говорят на английском языке! Шведский менталитет базируется на чувстве глубочайшего уважения к личности другого человека и чувстве собственного достоинства.

Забота государства о своих гражданах поражает воображение россиянина! Огромные социальные налоги и вычеты: до 40–50% зарплаты, но взамен – бесплатное среднее и высшее образование, стипендии, всеобщее государственное медицинское страхование и страхование от безработицы, специальные права и льготы при рождении ребенка. Один из родителей (по выбору) имеет право находиться в отпуске по уходу за ребенком до 8 (!!!) лет, получая при этом до 60% от своей заработной платы.

А еще шведы, должно быть, физически очень здоровая нация! Знаете, почему? Очень трудно в Стокгольме найти аптеку! Так что, если в том есть необходимость, все свои лекарства берите с собой. Травами в Швеции также не принято лечиться: рядом с глянцевыми коробочками на белых полках мы ощутили тотальное доверие стокгольмцев к традиционной медицине.

Не могу не поделиться собственным впечатлением от еще одной достопримечательности города – метро (по-шведски Tunnelbanan, обозначается синей буквой «Т» в кружочке)! Мы как-то привыкли считать московское метро самым красивым в мире. Толпы туристов, мигрирующих хороводом от станции «Киевская» к станции «Новослободская», без конца щелкающих затвором, – тому подтверждение.

Но на стокгольмских станциях я чувствовала себя точно таким же туристом! Прорубленные в скальных породах тоннели рождают ощущение сказочных подземелий, расписанных гномами-авангардистами. Огромные каменные арки и стальные колонны воспринимаются очень гармонично. И кажется, что где-то поблизости плещется подземное озеро. Надземные станции метро не выглядят такими чарующими. Чудеса показывает только подземка, и то не вся. Мы исследовали красную линию от станции T-Centralen до станции Morby centrum. И каждая совершенно неповторима!

Шопинг в Стокгольме – на любителя. если вы спокойно выдерживаете 2–3 часа пребывания в московских универмагах типа «Европейский» или «Охотный Ряд», то торговые центры NK, Gallerian, расположенные на улице Hamngatan, –- то, что нужно! Неподалеку, на пешеходной улице Drottninggatan, – не меньшее количество международных брендов H&M, MEXX, Mango, French connection, Zara и прочее. Огромное пространство одежды, обуви, аксессуаров и рождественские скидки разбудят потребительский инстинкт, закинутый даже на самую верхнюю полку вашего сознания.

Еда в Стокгольме недешевая. За кофе с булкой, начиненной креветками в соусе и листьями салата, придется отдать 10 евро, но зато в супермаркетах обильный выбор салатов, йогуртов и деликатесных ломтиков нежнейшей семги. Так что даже при скромном бюджете можно очень вкусно питаться.

Утро 23 декабря. Снова в путь, навстречу с самым свободным городом на свете – Амстердамом.