
3 января 1799 г. 219 лет назад подписан Русско-турецкий договор, оформивший вступление Турции в антифранцузскую коалицию

3 января 1799 года в Константинополе был подписан Русско-турецкий союзный договор, который оформил вступление Турции во Вторую антифранцузскую коалицию (которую составляли Россия и Англия). С российской стороны его подписал В.С. Тамара (русский дипломат, чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе), а от имени Турции – Ахмед Ариф и Эссеид Ибрагим бей.
Россия предложила военную помощь, и Турция приняла ее. Присланная Павлом I русская эскадра под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова с разрешения султана вошла в Босфор. Уже в сентябре 1798 года турецкое правительство издало манифест об объявлении войны против Французской республики, и объединенный русско-турецкий флот начал военные действия, направленные главным образом на освобождение Ионических островов от французов. Фактически Турция уже тогда оформила свои союзнические отношения с Россией, вступив с нею в союз. Сам же Русско-турецкий союзный договор был подписан сроком на 8 лет (Турцией с одной стороны, Россией и Англией – с другой). В гласных (открытых) статьях договора стороны определили в качестве общей цели сохранение целостности своих владений и владений союзников, обеспечение безопасности, спокойствия и политического равновесия между державами, а также противодействие захватническим планам Франции. Но наиболее существенные обязательства сторон содержались в секретных статьях договора. В одной из них устанавливалось, что Россия обещала военную помощь Турции в борьбе с Францией – в частности, выставить в помощь союзнику 12 военных кораблей, а содержание русской эскадры возлагалось на Турцию. Согласно другой секретной статье, Россия впервые получила официальное право свободно проводить военный флот через Черноморский пролив – из Черного моря в Средиземное и обратно, где, в частности, говорилось, что Константинопольский пролив «открывается русским судам только на сей случай, для всех же других наций без исключения вход в Черное море будет закрыт». Следующий Русско-турецкий союзный договор был подписан осенью 1805 года. Он подтверждал договор 1799 года и все обязательства и договоренности по нему. Однако, после победы Наполеона под Аустерлицем, Турция под давлением французской дипломатии стала нарушать данный договор, что привело к русско-турецкой войне 1806-1812 годов.
3 января 1850 г. 168 лет назад в Санкт-Петербурге состоялась инсценировка казни петрашевцев

В истории литературы 19 века так называемое дело Петрашевского, или петрашевцев, занимает видное место. Не последнюю роль в этом играет то, что ни в одном из русских политических процессов не участвовало столько литераторов и ученых. Кроме самого Петрашевского, издавшего под псевдонимом Кириллова замечательный «Словарь иностранных слов», были замешаны писатели - Достоевский, Плещеев, Пальм, Дуров, Толь, химик Львов, гигиенист Ахшарумов. Их участие свелось к тому, что они бывали на пятницах Петрашевского и были там переписаны. А еще кружок Петрашевского вошел в историю из-за необычного, поразившего современников обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осужденные, не знавшие о том, что они помилованы. (22 декабря 1849) 3 января 1850 года из Петропавловской крепости (после 8 месяцев заключения) двадцать членов антиправительственного кружка Михаила Петрашевского были привезены на петербургский Семеновский плац, где им был оглашен смертный приговор. Среди приговоренных, стоявших в погребальных саванах, ожидал смертной казни и Федор Достоевский, инженер-поручик, еще начинающий, но уже известный писатель. Приговор был оглашен. Около 10 минут ожидания раскаяния приговоренных успехом не увенчались. Была отдана команда: «К заряду!». В этот момент на плац ворвалась карета, из которой вышел офицер. Он объявил царское помилование всем - смертный приговор был заменен каторгой. В частности, Михаилу Петрашевскому расстрел заменили каторгой без срока, а Федору Достоевскому - четырехлетней каторгой с последующей отдачей в солдаты, а также он лишался всех прав и состояния. Достоевскому было на ту пору всего 28 лет.
3 января 1959 г. 59 лет назад Аляска получила статус 49-го штата США

Еще в 1812 году купец Иван Кусков основал Форт Росс - первое поселение русских на Аляске. В течение нескольких десятилетий форт служил опорным пунктом Российско-Американской компании, занимавшейся промыслом пушного зверя и торговлей на американском континенте. 30 марта 1867 года был подписан договор о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам Америки, а в октябре этого года Аляска была передана США. Россия получила за полуостров протяженностью около 700 км 7 миллионов 200 тысяч долларов. Тем самым Россия избавилась от убыточной и проблемной компании (РАК), одновременно пополнив свою казну, оскудненную Крымской войной. А заодно приобрела союзника в лице Америки против враждебной Англии. После перехода Аляски в Американское подданство в течение 17 лет полуостровом ведало военное министерство США. Постепенно Аляска становилась рентабельной. Пушнина, рыбодобыча, рыбообрабатывающие консервные заводы, разработка приисков изменили статус и жизненные уклады Аляски. В 1884 году Конгресс США принял решение о создании на территории Аляски органов управления, был назначен губернатор, окружной судья, окружное жюри, выделено 25 000 долларов на школьное образование, введен административный запрет на производство алкоголя. 3 января 1959 года Аляска получила статус штата, став 49-м и самым большим по территории штатом США.
3 января 1963 г. 55 лет назад состоялся первый полет самолета Ил-62 в СССР

Ил-62 – пассажирский самолет, предназначенный для полетов на авиалиниях большой протяженности. Разработка Ил-62 в СССР была начата в КБ Сергея Ильюшина в начале 1960-х годов, когда Аэрофлотом были выработаны требования к дальнемагистральному самолету, способному совершить беспосадочный перелет из Москвы в Хабаровск и Гавану. Самолет был сконструирован на 165 мест, с двигателями НК-8. Первый полет Ил-62 совершил 3 января 1963 года. С 1967 года после успешных испытаний начались регулярные полеты по России, а потом и рейсы в Прагу и Монреаль. Всего было выпущено 276 самолетов. Последний борт был построен в 2004 году, для правительства Судана. Самолет Ил-62 отличался высокой стабильностью в полете, прекрасными взлетно-посадочными характеристиками, наличием заднего хода, позволяющего самостоятельно подходить к взлетно-посадочной полосе. Конструкция самолета обеспечивала низкий уровень шума и отсутствие тряски. Ил-62 был незаменим для беспосадочных перевозок групп до 60 человек на значительные расстояния с максимальной дальностью полета 10 000 км. К началу 1990-х годов лайнер морально устарел, расход керосина на перевозку одного пассажира оказывался слишком большим, и эксплуатация Ил-62 стала малорентабельной. Массовое списание и вывод из эксплуатации Ил-62 начались во второй половине 1990-х годов, в 2005 году от Ил-62 отказался Аэрофлот, когда-то его крупнейший оператор. В конце 2008 года в связи с кризисным состоянием ряда авиакомпаний прекратилось использование самолетов этого типа для регулярных пассажирских авиаперевозок в России. По состоянию на 2013 год в эксплуатации остается чуть более 20 бортов Ил-62 - в России, Украине, КНДР, Судане, Иране, Ливии и Гамбии. Самолеты используются для выполнения правительственных, грузовых и чартерных рейсов.
Календарь событий