А после десятого класса, в семнадцать лет, Лариса уехала в Ленинград и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, на курс В. Петрова. Поступила сразу и легко. И неудивительно, ведь она с детства мечтала стать актрисой. Родителей Гузеевой больше волновала судьба ее младшего брата, нежели актерская карьера дочери. Однако с самого своего рождения она всегда слышала от мамы: «Ты у меня самая любимая, самая красивая». Не испытывая в этом ущербность, она не боялась творить себя заново. Чтобы выделиться из толпы длинноволосых абитуриенток, перед экзаменами Лариса подстриглась наголо…
Все институтские годы Лариса никогда не позволяла себе затеряться в толпе, оставаясь непохожей на остальных. Бредила «Мастером и Маргаритой». Знала целые страницы наизусть. Поэтому студенты Гузееву недолюбливали, побаивались. Она курила «Беломор» и залпом могла выпить бокал «Рислинга». Всегда модно одевалась, благодаря портновским талантам мамы. Когда ее класс на последнем курсе должен был поехать в Болгарию по обмену, однокурсники единогласно проголосовали против того, чтобы она отправилась вместе со всеми.
Слишком увлеченные учебой студенты Ларису не интересовали. Особо сблизилась с авангардистской молодежью, увлеклась течением хиппи, подрабатывала моделью и все свободное время проводила в любимом кафе питерской богемы – знаменитом «Сайгоне» на углу Невского и Литейного. Там у Ларисы было множество поклонников – за ней безуспешно ухаживал, например, молодой Виктор Цой. И неудивительно, яркая образность и символичные красивые столь и неординарные жесты Ларисы Гузеевой захватывали любого. Да, и Ларису привлекали такие необычные люди, как команда Бориса Гребенщикова, группа «Кино» и т.д. Некоторое время она встречалась со знаменитым музыкантом – Сергеем Курехиным, который для нее тогда был наставником и учителем…
Приезд болгарского курса Лариса Гузеева встретила «спектаклем» красивой выходкой, после чего мастер курса произнес: «Она далеко пойдет!». Он-то знал, что Лариса в то время уже заканчивала съемки у известного режиссера Эльдара Рязанова в экранизации «Бесприданницы». Однокурсники завидовали и ненавидели. Потому, что из всего курса сумела стать известной только она, да еще Александр Лыков, сыгравший Казанову в сериале про нашу доблестную милицию. Говорят, истинно образованным человеком
Лариса Гузеева начала сниматься в кино рано. И именно в то, раннее время для выпускницы Ленинградского театрального института звучали лишь первые аккорды романса под названием «Жизнь». Сергей Шакуров порекомендовал начинающую актрису маститому режиссеру Рязанову на роль тезки Ларисы Огудаловой - героини пьесы «Бесприданница» А.Н. Островского.
На пробы она приехала в обрезанных джинсах, в сандалиях и с разноцветными ногтями, курила «Беломор» и сплевывала сквозь зубы. «У меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Никакая трагичность и любовные страдания мне в 23 года были не знакомы. Я была высокого мнения о себе. Изображать страдания на экране мне помогали мои партнеры, особенно Никита Михалков».
По словам Гузеевой, представление Рязанова о Ларисе совпадало с ее физическими данными. «Рязанову нравился мой тип женщины». Правда озвучивала «бесприданницу» Анна Каменкова, а песни в картине пела Валентина Пономарева, но от этого заслуга Ларисы Гузеевой в создании образа не стала менее значимой. Она достойно сыграла в компании таких звезд, как Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей Петренко, Александр Панкратов-Черный.
Сама постановка в кино по мотивам пьесы была рискованна: предыдущая экранная версия Якова Протазанова к тому времени уже полвека не сходила с экранов. Эльдар Рязанов – общепризнанный фаворит зрителей и прокатчиков, и поэтому сравнения были неизбежны, он выиграл, - картина стала хитом последнего «застойного» 84 года. Эльдар Александрович сделал свою экранизацию совершенно в другом жанре, чем Протазанов. Трагическая мелодрама, где понятие «посредственность» предстало в буквальном смысле: человек, живущий согласно имеющимся у него в наличии материальным средствам. У Паратова были средства, чтобы вести жизнь плейбоя – он такую жизнь и вел. У Карандышева соответствующих средств не было. У Ларисы подобным средством была внешность – с ней она и претендовала на Париж и любовь Паратова, однако обнаружила, что одной внешности недостаточно. Обнаружила – но никак в это не могла поверить. Поэтому происходящее вроде тянуло на высокую драму, а в результате получался всего лишь - жестокий романс. Подлинная драма героев фильма Рязанова состояла именно в этом.
Многие после выхода фильма потеряли покой от больших грустных глаз главной героини. Одному из режиссеров в процессе съемок вдруг приходило в голову, что неплохо бы иметь с ней более близкие отношения. Его домогательства уральская казачка отклонила. После чего, он угрожал Ларисе Гузеевой, что сниматься она никогда больше не будет, и впредь ее уже никогда не приглашал.
Не оправдались и справедливые ожидания актрисы своего дальнейшего триумфального шествия по миру кино после успеха «Жестокого романса». Предложения о съемках поступали, но роли были отнюдь не звездные - девушки-спортсменки, героини-партизанки, стахановки-колхозницы. Были и более интересные сценарии, но почему-то даже после удачных кинопроб кандидатуру Гузеевой худсовет «зарубал». Вспоминает актриса: «Тогда передо мной открылись все двери. Хотя меня помнят только по этому фильму, а не по тем 30, которые были после».
«Иногда я и сама по глупости отказывалась от хороших ролей. Например, вместо того, чтобы взяться за классическую картину «Накануне», я снялась в чудовищной ленте «Соперницы»». Именно на съемках этого фильма Лариса Гузеева встретила своего первого мужа. Он был ассистентом режиссера. С Ильей она прожила восемь лет, но впоследствии он трагически погиб от передозировки. Это был самый драматический период в жизни. Она его сильно любила, любила и жертвовала собой. Она пыталась устраивать его на лечение, верила всем его клятвам, сходила с ума от страха и боли за любимого и мечтала о ребенке. Встречи и радости в жизни Ларисы Гузеевой чередовались с потерями и разочарованиями. Наркомания мужа и собственный алкоголизм – то, что она пережила.
Время — лучший лекарь. Однажды ей предложили сняться в грузинской картине на грузинском языке. И снова Лариса познакомилась со вторым мужем, и трудные по условиям съемки превратились в праздник. Ваха был необычайно деликатен, внимателен и образован и прекрасно решал бытовые проблемы.
Когда актриса вернулась в Ленинград, Ваха приехал к ней. Лариса поняла, что хочет родить от него ребенка. Долгое время о том, что она ждет ребенка, знали только ее партнеры по фильмам «Патриотическая комедия» и «В той области небес» Сергей Маковецкий и Алексей Серебряков. Даже на последних месяцах работы актриса продолжала работать.
В тридцать два года Лариса родила первого ребенка и сразу вернулась на съемочную площадку. Она не знала, что такое декретный отпуск, не знала, что такое лежать на диване и ничего не делать. «Я никогда ни на кого не надеялась. Может из-за того, что у меня не было папы, который баловал меня». По ее словам, стать матерью актриса была не готова, мешала собственная инфантильность. Однако ей, казалось, что если будет второй ребенок, то его так сильно как первого она любить не будет.
Но жизнь с Вахой у Ларисы не сложилась – уж слишком в разных традициях выросли супруги. Сейчас Ваха живет в Тбилиси. Сын постоянно поддерживает отношения с отцом, ездит на каникулы в Тбилиси, а его грузинская дедушка и бабушка просто души не чают в любимом внуке. «Я поняла, что первый мужчина нужен для того, чтобы чему-то тебя научить, второй - чтобы ты родила от него ребенка, а третий - чтобы любить».
Несколько лет назад Лариса снова вышла замуж – за владельца нескольких ресторанов Игоря Бухарова. Игоря Гузеева знала более двадцати лет. Тогда они жили в разных городах: он в Москве, а она в Ленинграде. В столицу Лариса переехала несколько лет назад. Студенты часто ездили в столицу на театральные премьеры. Когда-то будущий муж, казался ей, безнадежным ребенком. На его попытки ухаживать она шутливо отвечала: «Нравлюсь? Копи деньги».
Все время Игорь был рядом с Ларисой, терпеливо ждал и помогал в трудных ситуациях – например, когда тяжело заболел Георгий. «Вы даже не представляете, как Игорь меня любил! Я просто не могла отказать, когда он сделал предложение. «Мы с Игорем не только муж и жена, но еще и друзья. Страсть и физическое влечение все равно со временем переходят в привычку. И что тогда остается, если между людьми нет духовного родства?» Если человек не страдал от неразделенной любви, не писал писем, не молчал в трубку, не становился рабом страсти – это не значит, что он инфантилен.
На свою внешность актриса «не покупала никаких благ» и не жалеет об этом. Общение без духовности Гузеева не принимала. Ведь духовное общение вмещает себя больше, чем любое другое. «В юности большую страсть можно принять за настоящую любовь. Это сейчас я зрелая женщина, у меня зрелое отношение к мужу и детям». Зрелость Ларисе Гузеевой не мешает постоянно допрашивать с пристрастием мужа: «Вот тебе десять миллионов долларов – брось свою Лариску. Ты бы бросил? Игорь отвечает: «Нет».
В сорок лет родила второго ребенка. Лариса очень боялась боли, поэтому рожала при помощи кесарева сечения. Анестезиологом во время вторых родов был Паша Наумов – врач, который спас сына Ларисы от смерти во время полета на отдых в Турцию, когда по вине стюарда Георгий в возрасте шести лет получил ожог паха третьей степени и мог погибнуть от болевого шока. Также помогла его жена Галя – она тоже врач.
О появлении первого ребенка актриса годами молила бога, а дочка стала для нее с мужем приятным сюрпризом. Свою Лельку она любит не меньше сына. Тем не менее, ей это не помешало уже на двенадцатый день после родов быть на работе. Хорошо, что мама Ларисы Гузеевой Альбина Андреевна часто все заботы о малышке брала на себя, да и сегодня продолжает помогать.