Людмила Гурченко – уроженка Харькова (12 ноября 1935 года). Ее родители работали в филармонии, занимались организацией концертов, и Люся очень рано научилась петь, танцевать, играть на многих музыкальных инструментах, разыгрывать сценки. Во время войны отец Людмилы ушел на фронт, а она с матерью осталась в оккупированном Харькове.
После освобождения родного города девочка стала учиться в обычной и музыкальной школах, принимала участие в концертах в госпиталях. Вопрос о том, кем стать, перед Люсей не стоял – она хотела сниматься в кино.
В 1953 году, в ярком платье и с аккордеоном, она приехала поступать во ВГИК. Комиссия была озадачена харьковским говорком абитуриентки, но очарована ее танцевальными и музыкальными способностями. Людмила была принята в мастерскую С.Герасимова и Т. Макаровой. Вместе с ней обучались такие будущие звезды, как Зинаида Кириенко и Наталья Фатеева, а требования к обучению были очень жесткими: из 23 абитуриентов до диплома дошло всего 13.
Уже на втором курсе Людмила дебютировала в кино – сыграла эпизод в фильме 'Дорога правды' (1956), и в этом же году снялась в 'Карнавальной ночи' Эльдара Рязанова. Фильм и исполнительница главной роли имели просто оглушительный успех. Гурченко заявила о себе как об очень талантливой актрисе музыкально-танцевального жанра.
Но, к сожалению, 'Девушка с гитарой' (1958 г.) особого успеха не имела. Более того, отказ Людмилы Гурченко от сотрудничества со спецслужбами на московском Фестивале в 1957 году имел для актрисы самые фатальные последствия.
В 1958 году вышел печально известный фельетон 'Чечетка налево', резко критикующий Гурченко за 'левые' концерты, после которого путь на экран для нее стал практически закрытым.
Фильмы 'Роман и Франческа', 'Человек ниоткуда' и 'Гулящая' получили ограничения в прокате. Гурченко мелькала в ярких эпизодах 'Женитьбы Бальзаминова', 'Короны Российской империи', 'Тени', играла в Театре киноактера.
Так продолжалось до 1973 года, пока успех 'Старых стен' не заставил критиков заговорить о новых гранях таланта актрисы. Впрочем, Людмила Гурченко не спешила отказываться от ярких костюмов и ярких ролей ('Табачный капитан', 'Соломенная шляпка', 'Небесные ласточки').
Настоящим испытанием для актрисы стал фильм 'Мама', на съемках которого она получила сложный перелом, после которого ей пришлось долго восстанавливаться.
Людмилу Марковну стали приглашать на телевидение, она с успехом снималась в телевизионных бенефисах, записывала пластинки с песнями.
Новым витком творческой биографии актрисы стали ее яркие драматические роли (фильмы 'Двадцать дней без войны', 'Сибириада', 'Пять вечеров'), а такие фильмы, как 'Любимая женщина механика Гаврилова', 'Вокзал для двоих', а особенно 'Любовь и голуби' били рекорды кассовых сборов.
Актриса будто не замечала своего зрелого возраста – стройная фигура, высокие каблуки, эффектные платья. Недоброжелатели говорили о множестве пластических операций и однообразии сценических приемов, Гурченко же продолжала сниматься.
В 2009 году она попробовала себя в режиссуре, сняв фильм 'Пестрые сумерки', в котором сыграла свою последнюю роль.
Не менее яркой и драматичной, чем экранные образы, была и личная жизнь Людмилы Гурченко. В первый раз она вступила в брак (возможно, неофициально) с кинорежиссером Василием Ордынским. Ей тогда было восемнадцать, ему почти сорок. Этот брак распался через два года, и вторым мужем Людмилы стал студент сценарного факультета Борис Андроникашвили, сын расстрелянного писателя Пильняка; в 1959 году у них родилась дочь Мария. Впоследствии Людмила Гурченко выходила замуж за приемного сына писателя Фадеева Александра, Иосифа Кобзона, музыканта Константина Купервейса. Самым прочным оказался последний брак актрисы.
«Я не верю женщинам, которые говорят: я самостоятельна, мне никто не нужен! Какая бы умная и деловая она ни была, нужна защита, ум, плечо. Единомышленник нужен...» - признавалась Гурченко.
С продюсером Сергеем Сенявиным она познакомилась на съемках фильма 'Сексказка' в 1993 году. Несмотря на то, что Сергей был младше своей избранницы на 20 лет, они были вместе до смерти Людмилы Марковны.
Союз с этим суровым и на людях молчаливым мужчиной помог Гурченко осуществить одно из ее заветных желаний - в 1998 году наконец-то сыграть в мюзикле. Их творческое объединение «Дуэт», где она была худруком, а он - гендиректором, выпустило на московских сценах несколько лирических комедий (с Гурченко и без) и даже одну христианскую эпопею - «Апостол Павел».
А последней совместной работой стал художественный фильм про одинокую артистку и юного слепого пианиста, где Людмила Марковна сыграла главную роль и дебютировала в качестве режиссера.
Незадолго перед этим актриса сломала бедро, и ей сделали операцию. Через несколько дней после выписки актриса умерла. Медики 'Скорой помощи' поставили диагноз 'тромбоэмболия легочной артерии'.
Больше всего на закате своих дней Людмила Марковна жалела, что мало, очень мало случилось в ее жизни мюзиклов, где она могла бы продемонстрировать все свои качества синтетической артистки – петь, танцевать, бить чечетку, играть на инструментах. Быть Гурченко!
У нее было мало друзей. Можно возразить, что друзей в принципе не бывает много, но в случае с Людмилой Марковной на то имелись свои причины. Характер! Скорпион по гороскопу, она в полной мере воплощала в себе и хорошее, и негативное, что есть у рожденных под этим знаком. «Со мной можно "экспериментировать" подводить, обманывать, крутить, вертеть.
Я все терплю, терплю, жду, надеюсь, надеюсь... А потом - раз! И все! Внутри все пусто, все сгорело... Я почти всегда оставалась сидеть в пепле на развалинах», - это признание Гурченко относится к отношениям и с ее мужчинами, и с друзьями-подругами.
О своих браках говорила так: «Пусть много. Зато все - честные. А не наоборот. Любовь у меня всегда была одна - большая, искренняя, чувственная, преданная. Вот только объекты менялись... Унижаете меня - извините. Я тогда собираю чемоданчик и ухожу».
Близкие говорят, что она потеряла волю к жизни. После Сергей Сенин скажет в интервью: «Люся умерла от того, что поняла - никому от нее ничего больше не нужно».
Опубликована одна из последних записей, сделанных Гурченко в дневнике незадолго до смерти: «11 марта. Умер Вульф Виталий Яковлевич. Уходят самые интересные люди в нашей стране. А на смену - никого!
Опять звонил Никита Михалков - опять просил, чтобы я звонила, если что-то будет нужно. Ведь ты моя "реликвия". Депрессия сейчас в полном разгаре.
И ясно, что ничего из нынешнего состояния не изменится. Никогда. Надо встать на ноги, а потом решать, что делать».
В одной из своих песен, написанной на стихотворение Николая Гумилева, Гурченко предупреждала: «Еще не раз вы вспомните меня...» И оказалась права! Очень разные люди, которых судьба сводила с Людмилой Марковной, вспоминают о ней сейчас как об уникальном и неповторимом явлении.
Фотограф Екатерина Рождественская: «Это пока самый интересный человек, который попался мне на пути. Не думаю, что кто-то ее "перешибет". По всем параметрам. Была одинаково интересной и в быту, и в работе, в застолье, на пресс-конференциях, на рынке, в гримерке - везде!»
Армен Джигарханян: «Более интересной и противоречивой женщины в своей жизни я, наверное, не встречал. Знаете, как говорят, - смотреть можно бесконечно на огонь и воду. В этот список я добавил бы и Люсю».