Младший брат
Когда Екатерина II увидела Валериана, так и ахнула:
— До чего же он хорош. По всем параметрам красавец. Прямо "писанный мальчик".
Адам Чарторижский в своих воспоминаниях писал, что появись этот юноша немного раньше своего брата и он бы, без сомнения, занял пост официального фаворита императрицы.
Тем не менее увлёкшись Платоном, государыня не забывала и Валериана. Что делать, приглянулся императрице юноша.
А как иначе. Прибыла наша царица в Царское село, смотрит, а там в карауле смазливый прапорщик стоит. Вот он и восхитилась его красотой, знаки там всеразличные стала ему оказывать. Тут-то парню и попёрло.
Сначала он получил от государыни чин майора, потом назначение в элитную гвардию Григория Потёмкина.
Далее награды не заставили себя долго ждать, и вскоре Валериан Зубов уже генерал, и на его плечах красуется один из самых лучших мундиров стоимостью несколько тысяч рублей.
В таком наряде и без того симпатичный Валериан стал просто щеголь и писанный красавец.
Тайными коридорами
Императрица смотрит на него, наглядеться не может, и вскоре даёт распоряжение своим пробир-фрейлинам провести медицинское обследование красавца у Роджерсона, а потом потайной дверью провести в свои покои.
И уже через несколько дней госпожа Протасова, тихо ступая по дворцовому коридору, открывает дверь в неизведанное.
Думаю, что если бы Анна Степановна Протасова оставила свои воспоминания, то для большинства историков это был бы ценнейший клад, а так до нас все как-то обрывки слухов и сплетен всё больше доносятся.
Платоша испугался
Так несколько месяцев и длилась безумно увлекательная жизнь младшего Зубова, пока Платон (его брат и официальный фаворит) не понял, что такими темпами он может власть свою над государыней потерять.
Вот и решил Платоша по-быстрому сплавить братца и отправил его на войну в Польшу.
Там генерал-майор Зубов, под командованием Александра Васильевича Суворова участвовал в подавлении восстания Костюшко.
Польская кампания генерала Зубова
В ходе этой кампании, отправившись на рекогносцировку местности, Валериан со своим войском подвергся обстрелу вражеской артиллерии, и как результат, ядром был ранен в левую ногу.
Рана была серьёзной и сколько врачи не бились за сохранение ноги, спасти её не удалось.
Зато Платон, как узнал об этом происшествии, обрадовался и порешил, что мол пусть брат на родину возвращается, теперь ведь много проблем от него не будет.
Кстати, лучшие тогдашние врачи пытались ему протез импортный сделать, чтобы нормально он ходить смог, но только не вышло из этого ничего.
Наверно слишком много изумрудов и драгоценных камней в него закладывали. А вот наш изобретатель-самоучка Кулибин смог.
Приспособил он Валериану обычный, железный, да такой, что ещё потом с ним Зубов поедет в Персию воевать.
Милости государыни
А пока он вернулся в Россию. Императрица, весьма удручённая его здоровьем, послала к нему своих лучших лекарей и решила его наградить.
Она посчитала что 100000 рублей и лента Св. Андрея Первозванного будет достаточно для своего любимчика.
Вот только Валериан так не считал и попросил матушку-императрицуI накинуть ещё.
Не ожидала такого Екатерина, но что для фаворита не сделаешь.
Кроме полумиллиона рублей наличными, получил Валериан от императрицы дворец на Большой Миллионной, это тот, где совсем недавно фаворит Анны Иоанновны, господин Бирон обитал.
Ещё подарила Екатерина Великая Валериану Зубову кучу драгоценностей и выделила достойную пенсию в 13 тысяч рублей серебром ежегодно.
Вот и напрашивается вопрос сам по себе.
За какие такие заслуги получил всё это «обычный» генерал-майор? А может всё же необычный?
Ведь не зря же про него современники рассказывали, что бывало выйдет младший Зубов из алькова Екатерины, светится весь от счастья и улыбается до ушей.
В общем, получив сполна милостей от государыни, решил Валериан испытать кулибинский протез и поехал в Персию воевать.
Последняя кампания
Кампания эта была достаточно успешной для молодого генерала, ведь самый знатный старец принёс на блюдечке ему ключи от Дербента.
И всё бы дальше шло как по маслу, но вот беда, фавориты, они такие, пока жив их монарх, так и они на коне, а как Екатерина преставилась, так силушка их пропала.
Павел I итак свою матушку не жаловал, а её фаворитов и подавно. Вот и Зубов младший потаскался по Персии, а новому императору она совсем неинтересна была, и вернулся в Петербург.
В столице возобновились старые знакомства, участие в заговоре против Павла I, а потом надоело всё это Валериану, он женился на графине Любомирской, а в 1804 году скончался тихо от водянки на даче Нарышкиных.
Странно, но над его прахом в 1809 году была построена церковь святого мученика Валериана, которая впоследствии стала усыпальницей Зубовых.