Долгое время почтовые карточки завозились в Россию из Европы. Тексты поздравлений писали каллиграфы. Из-за расходов на доставку и нанесение подписей, стоили такие открытки немало, и позволить их себе могли только состоятельные люди.
Ситуация поменялась лишь в конце 19 века после того, как российское министерство внутренних дел издало указ, разрешающий использовать почтовые открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. И вот тогда начался бум на открыточные поздравления с Рождеством, Новым годом и другими праздниками.
Факт: из всех государств Всемирного почтового союза, только Россия не придерживалась строгого формата открыток – 9 х 14 см, разрешая художникам творить в любом размере.
Лучшие живописцы царской России были замечены в работе над Новогодними и Рождественскими сюжетами для почтовых открыток: В. Васнецов, И. Билибин, И. Репин, А. Бенуа, К. Маковский.
В это же время небольшими сериями выходили дорогие открытки – с тиснением, серебряной и золотой крошкой, глянцевые, плюшевые, рельефные, гравюрные с золотым обрезом.
И очень скоро российские открытки ни в чём не уступали заграничным и даже превосходили их художественностью изображения.
Факт: в дореволюционной России поздравительные открытки приравнивались к произведению искусства. Их хранили, вставляли в рамки и в альбомы.
Кто и когда нарисовал первую русскую Рождественскую открытку?
Есть версия, что первую Рождественскую русскую открытку нарисовал художник Николай Каразин в 1872 году. По другой версии, рождественский сюжет был на первой из 10 открыток, входящих в набор, выпущенный Петербургским попечительским комитетом Общины святой Евгении. Акварельный рисунок назывался «Сердце сердцу весть подаёт» и был исполнен мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бем.
Этот набор, выпущенный тиражом 10 тысяч экземпляров в качестве благотворительной акции для нужд больницы Красного Креста, моментально раскупили. И весь тираж повторили.
Что изображали на дореволюционных новогодних открытках?
В дореволюционной России у новогодней открытки было несколько предназначений. Кроме поздравления с праздником, она должна была нести пожелания счастья. Отсюда частое изображение подковы; богатства – полная луна и светлого будущего – маленькие дети с цветами.
Образ этой лунно-детской пасторали дополняли пейзажи зимней русской природы – занесённые снегом избушки, ангелы, дети, играющие в снежки или лепящие снеговика. Деда Мороза в царские времена на рождественских открытках не изображали, но люди в него верили. Функцию зимнего волшебника выполнял тогда Николай Чудотворец.
После революции 1917 года Рождество и Новый год оказались под запретом. А вместе с ними в опалу попали ёлка и открытки. Их объявили «буржуазным пережитком».
Факт: новогодних открыток, выпущенных в первые годы советской власти – с 1917 до 1939, так мало, что сегодня их сложно найти даже у коллекционеров.
Вновь новогодние открытки появились только в 1941 году, как самый доступный вид связи фронта с тылом и элемент пропаганды. Их изображения представляли собой карикатуры на злобу военного времени, направленные на борьбу с фашизмом. Если на этих открытках и появлялся Дед Мороз, то в руках у него был не мешок с подарками, а автомат или метла, выметающая врагов.
Полную реабилитацию новогодняя открытка получила в период оттепели, в 1953 году, когда вышел соответствующий приказ. Вернулись добрые Дед Мороз и Снегурочка, стали изображаться кремлёвские куранты, лесные зверюшки, снеговики. Эти, любимые с детства образы создавали замечательные советские художники: Каневский, Зарубин, Четверяков.
Факт: расцвет новогодней советской открытки пришёлся на 60-70 годы.
В СССР, наверное, не было человека, который бы не получал на Новый год открытку с добрыми рисованными сценками от художника Владимира Зарубина или фотооткрытку работы Ивана Дергилёва, которые выходили миллионными тиражами.
Новогодняя открытка советской поры всегда чутко реагировала на события современности. Запустили в эксплуатацию в 1975 году сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, и Дедушка Мороз тут же пересел с саней на передовой летательный аппарат. Прошла в Москве Олимпиада-80 и вот на новогодних открытках красуется её символ – спортивный олимпийский мишка. Ввели сухой закон и с открыток исчезли шампанское и хрустальные бокалы. Неизменно популярными оставались кремлёвские звёзды, башни и куранты.
И только в начале 90-х вернулись открытки с надписью «С Рождеством!». И кажется, история завершает свой эволюционный цикл – вновь стали модными рукотворные открытки, выполненные в стиле хендмейд. И есть в этом некая закономерность и душевная потребность в теплоте и душевности, таких понятных и близких новогодним праздникам.