Дочь российского императора — это одна из высших ступеней в иерархии невест на брачном рынке Европы. Но даже статус княжны не мог быть гарантией быстрого и счастливого замужества. Ольга Николаевна — наглядный тому пример.
В 1838 году императорская семья отправилась в Пруссию к королю Фридриху Вильгельму III. Там, на одном из балов, 16-летняя Оли, как называли ее в близком окружении, приглянулась Максимилиану Баварскому. Родители княжны уже ждали официального объявления помолвки, но Ольга категорически отказалась даже думать о свадьбе с кронпринцем.
Через год цесаревич Александр побывал с визитом в Вене, где подружился с австрийским эрцгерцогом Стефаном, сыном вице-короля (палатина) Венгрии. Наследник российского престола увидел в Стефане отличного кандидата на роль мужа для своей сестры, о чем сразу сообщил на родину. Николай I поддержал идею сына, поскольку такое родство было выгодно с политической точки зрения — для восстановления родственного союза с Габсбургским домом.
Эрцгерцога пригласили на свадьбу Марии Николаевны, назначенную на июль 1839 года, чтобы как-то посодействовать его сближению с княжной Ольгой. Но вместо него неожиданно прибыл другой представитель династии Альбрехт Австрийский, который влюбился в русскую принцессу и тут же сделал ей предложение. Ольга Николаевна ответила ему отказом — заочно она уже привыкла к Стефану и ожидала от него взаимности. В своих дневниках девушка писала: «Стефан, по крайней мере, мне не так неприятен физически, как другие...».
Но новый союз с австрийскими Габсбургами, на который возлагал надежды Николай I, так и не состоялся. Из Вены пришло письмо, в котором говорилось, что «брак Стефана и Ольги Николаевны, исповедующих разные веры, представляется для Австрии неприемлемым». Венский двор посчитал, что очередная палатина православной веры может нести большую опасность для страны и усилить здесь влияние России.
Сам же Стефан рассказывал, что узнал о чувствах Альбрехта и просто решил не мешать счастью брата.
Неудачное сватовство
18-летней княжне приписывали роман с Александром Барятинским. Князь даже вознамерился сделать ей предложение, но для Николая I он был не самой лучшей кандидатурой на роль зятя. Старшая дочь императора Мария, невзирая на интересы династии, вышла замуж по любви, но брак этот считали мезальянсом. Для своей средней дочери император планировал совсем другую судьбу.
В числе женихов, которых «забраковал» Николай I, был и Александр Гессенский — родной брат супруги цесаревича Александра. Как только император заметил, что юноша проявляет к его дочери излишнюю привязанность, тут же отослал его на Кавказ.
Скорейшему замужеству Ольги пыталась поспособствовать ее тетка — великая княгиня Елена Павловна (жена великого князя Михаила Павловича). Она хотела выдать дочь императора за своего брата Фридриха Вюртембергского. Принцессу этот вариант категорически не устроил: «Он был вдвое старше меня, в свое время он танцевал с Мама, он сверстник моих Родителей; я относилась к нему как к дяде». В конечном итоге Фридриху любезно отказали. Даже Николай I не стал влиять на дочь, предоставив ей на этот раз полную свободу выбора. Елену Павловну такое решение племянницы оскорбило, и позже она еще раз вмешается в ее судьбу.
В июне 1843 года в Санкт-Петербург приехал очередной перспективный жених — принц Фридрих Вильгельм. Наследник скромного ландграфства был не самой подходящей партией для дочери императора, но имел прочные родственные связи с королевской фамилией Дании, что делало его одним из претендентов на датский трон. При дворе многие решили, что принц попросит руки Ольги Николаевны, но и он не оправдал всеобщих ожиданий. Фридрих страстно влюбился не в предполагаемую невесту, а в ее младшую сестру Александру (Адини), и вскоре сделал ей предложение.
Интриги великой княгини Елены Павловны и очередное несостоявшееся замужество
Александра Федоровна продолжала искать для дочери подходящую партию, активно изучая сведения о потенциальных женихах из Европы. В итоге царская семья остановила свой выбор на герцоге Адольфе Нассауском. Великая княгиня Елена Павловна тоже присмотрела его для своей средней дочери Лилли (Елизаветы), мечтая водворить ее в Висбадене.
Узнав о планах невестки, Николай I принял мудрое решение и предоставил право выбора самому Адольфу. Елена Павловна, в свою очередь, сделала все возможное, чтобы герцог предпочел Лилли. Она написала своей сестре Паулине, которая была замужем за отцом Адольфа, чтобы та под любым предлогом помешала молодому человеку приехать с визитом к Ольге. В итоге их встреча так и не состоялась. А спустя время принц Нассауский прибыл в Кронштадт со своим младшим братом Морицом. При встрече с императором Адольф неожиданно попросил руки его племянницы Елизаветы. Николай Павлович был неприятно удивлен, но все-таки дал свое согласие.
Между тем младший брат Адольфа принц Мориц во время своего визита в Россию стал оказывать знаки внимания Ольге Николаевне. Позже она писала о нем: «Это был красивый мальчик, хорошо сложенный, очень приятный в разговоре, с легким налетом сарказма». Мария Николаевна заметила, что юноша понравился сестре и даже вызвалась поговорить с отцом, чтобы тот дал разрешение на брак. Но Ольга категорически отказалась, потому что считала, что жена должна следовать за мужем, а не муж в Отечество жены. Для нее была унизительна сама мысль о том, что ее супруг будет играть такую же роль, как и Максимилиан Лейхтенбергский, за которого вышла замуж ее старшая сестра.
Свадьба с наследным принцем Вюртемберга
В 1844 году великой княжне исполнилось 22 года, что по тем временам считалось солидным возрастом. К тому моменту уже женился старший брат Александр, обе сестры вышли замуж. В их семьях уже родились дети, и даже младшая Адини ждала ребенка. Княжна Ольга продолжала мечтать о замужестве и детях, но неожиданно в семье случилось горе, которое заставило на время забыть о личных переживаниях. Летом 1844-го от чахотки умерла 19-летняя Адини. Она успела родить недоношенного ребенка, которого так и не смогли выходить и похоронили вместе с матерью.
Здоровье императрицы ухудшилось, и в 1846 году в сопровождении Ольги она отправилась на лечение в Палермо. Там Александру Федоровну навестил наследный принц Вюртемберга Карл Фридрих Александр. Ольге он приходился троюродным братом и был на год ее моложе. В своих мемуарах дочь императора писала, что сразу почувствовала человека, которого так долго искало ее сердце. Здесь же, в Палермо, молодые люди и обвенчались. Свадьбу сыграли уже в Петергофе, после чего сразу уехали в Штутгарт, на родину Карла.
Была ли Ольга счастлива в браке
В чужой стране Ольга занялась благотворительностью, построила больницу и школу с преподаванием на русском языке, основала Попечительское общество для помощи слепым и Королевскую женскую гимназию. Во время франко-прусской войны она на собственные средства учредила общество добровольных сестер милосердия.
Семейную жизнь Ольги Николаевны нельзя назвать счастливой в привычном понимании этого слова. Уже на момент помолвки вся Европа судачила о нетрадиционной ориентации принца. Со своими избранниками он мог открыто появляться в публичных местах, назначал их на важные посты и награждал титулами. Одного из них, бывшего церковнослужителя Чарльза Вудкока наследный принц удостоил титула барона и подарил солидное имущество. Слухи об увлечениях Карла просочились в прессу и дошли до самого Бисмарка. Общественная критика вынудила принца расстаться с избранником и уволить его с занимаемого поста. Ольга Николаевна достойно и смиренно выполняла роль жены будущего короля, несмотря на его скандальную славу. Внешне супруги выглядели вполне счастливыми и много путешествовали, но в каждой поездке их сопровождал очередной молодой адъютант.
Ольга с юности мечтала о детях, но матерью ей стать не довелось, поэтому она решила удочерить свою племянницу Веру — дочь младшего брата Константина. Вера была физически нездоровым, вспыльчивым и нервным ребенком, но супруги полюбили ее как родную, вырастили и выдали замуж за представителя династии. Внуки стали для Ольги Николаевны и ее мужа настоящей отдушиной.
Делами благотворительности Ольга, как могла, всю жизнь старалась сгладить скандалы, связанные с супругом. Народ недолюбливал короля Карла I, но боготворил свою королеву, которая действительно многое сделала для немецкого населения.
Ольга Николаевна прожила с Карлом I 45 лет. Несмотря на проблемы в браке, она тяжело переживала его смерть. Память о великой княгине и королеве до сих пор жива. Ее именем называется улица в одном из городов Вюртемберга, а многие созданные ею учреждения по-прежнему функционируют.
Источник: культурология