.
Крестовых походов детей в 1212 году было целых два — просто историки объединили детей из Франции и Германии шедшими разными маршрутами в один поход . Конечно, среди участников похода были не только дети — в святую землю вместе с ними шли монахи и бедняки, обедневшие дворяне и преступники, хватало и женщин древнейшей профессии. И все же детей было немало. А начиналось все так...
Французская часть похода
12-летний пастушок Стэфан из французского Клуа спокойно пас коров. Проходивший мимо пилигрим был голоден, и Стефан (по другим источникам Этьен) поделился с монахом куском хлеба. Прохожий съел предложенную еду и вдруг неожиданно заявил, что он никто иной как сам Иисус Христос. А затем он сообщил, что Стефан избран для создания войска из детей, которые отправятся завоевывать Иерусалим. Ни корабли, ни оружие участникам похода не понадобятся — у детей чистые безгрешные души. Море само расступится перед ними, стены падут от молитвы, а сарацины молчаливо покорятся.
Пастушок прибежал домой и рассказал, что встречался с самим Иисусом Христом. Родные естественно посмеялись над мальчиком. Однако он начал проповедовать среди детей и здесь имел огромный успех. Первоначально путь лежал в Сен-Дени, сердце тогдашней католической Франции. По дороге Стефан продолжал свои проповеди, и дети верили мальчишке, который научился не теряться при выступлении перед толпой. Эти дети сбивались в отряды, бродили от деревни к деревне, питались подаянием и ждали, когда же их призовут в крестовый поход.
В Сен-Дени проповеди Стефана имели полный успех, даже король Филипп II Август первоначально одобрил планы детского крестового похода. Местом сбора детей-крестоносцев был объявлен Вандом . Однако через некоторое время монарх засомневался в верности своего решения и обратился за советом в недавно основанный Парижский университет. Профессора оказались людьми неглупыми и посоветовали запретить безумно опасную идею.
К середине лета в Вандоме собралось около 30 000 участников крестового похода, большинство из которых были дети. Король попытался запретить будущий поход, но Стефан отказался уступить. А разгонять силой детей монарх побоялся. Вскоре колонны с хоругвями и песнопениями двинулись в Марсель. Среди многих участников крестового похода крепла уверенность, что их вдохновитель святой и способен излечивать бесноватых.
Однако в Марселе случилось совершенно неожиданное — море не пожелало расступаться! День за днем дети заходили в воды для молитвы, но все было тщетно. Среди жителей Марселя вскоре началось роптание, им совершенно не улыбалось толпу из десятков тысяч людей разного возраста. Вскоре крестоносцы начали разбредаться от своего вожака, сбиваться в шайки, грабить местные деревни. Сельские жители безжалостно убивали членов святого воинства.
Наконец марсельские купцы Гийом Поркус и Гуго Ферреус сжалились над Стефаном и его воинством, которые выделили крестоносцам 7 снаряженных кораблей с необходимым запасом продовольствия. 400 монахов и примерно 5000 оставшихся членов крестового похода, с трудом разместившись на кораблях, отплыли от берегов Франции.
Но удача окончательно отвернулась от Стефана. У побережья Сардинии два корабля разбились о скалы, и местные рыбаки впоследствии выловили сотни тел юных крестоносцев. Через 20 лет была воздвигнута церковь Непорочных младенцев, которая функционировала три сот ни лет, но потом была заброшена.
Остальным 5 кораблям удалось достичь побережья Алжира, но выяснилось, что крестоносцы пали жертвой обмана, подлые купцы просто сговорились с работорговцами. Теперь проданным в рабство девочкам предстояло быть проститутками, а мальчикам рабами. Но спрос явно уступил предложению, непроданных участников похода отправили в Александрию.
Монахов и священников выкупил султан Сафадин, известный своим интересом к наукам. Служителей Бога он усадил за переводы латинских текстов на арабский. Только одного из них он впоследствии отпустил в Европу в 1230 году. Монах рассказал, что в Каире содержится примерно 700 французов, отплывших еще детьми. К их судьбе на родине никто не проявил участия.
Однако часть крестоносцев все же продать не удалось, их направили на рынок Багдада. Это были единственные крестоносцы все-таки увидевшие Палестину. Есть сведения, что калиф предложил свободу в обмен на принятие мусульманства. Часть участников похода отказались сменить веру и стали рабами.
Германская часть похода
Слухи о появлении во Франции пастушка Стефана, который собирает детей для крестового похода, быстро достигли Германии. Там нашелся свой вдохновитель детей на поход в святую землю. Звали мальчика Николас, было ему 10 лет, и он объявил себя посланцем Божьим. Правда, «вдохновил» его призывать детей на крестовый поход алчный родитель. Отец Николаса сразу же организовал сбор средств на поход, большая часть сборов он беззастенчиво отправлял в собственный карман.
Видимо сбором пожертвований на поход отец Николаса и планировал ограничиться. Однако совершенно неожиданно в ряды крестоносцев вступило до 40 000, причем принимали и всех желающих девочек. Стало ясно, что придется двигаться в Иерусалим. Правда император Священной Римской империи Фридрих II категорически запретил крестовый поход детей, но уроженцы Кельна и ближайших областей попросту проигнорировали запрет. Да и их было с избытком, причем двигаться они начали раньше своих французских сверстников.
Выдвинувшаяся из Кельна «армия» вскоре разделилась на две части — первую продолжал возглавлять Николас, во главе второй встал оставшийся неизвестным юный проповедник. Путь первой группы лежал вдоль Рейна, затем через Бургундию. Вторая колонна направилась через Швабию к Средиземному морю. Обе группы были чрезвычайно плохо подготовлены к путешествию. Запасов продовольствия имелось мало, основной расчет был на подаяние. Но самым главным оказалась плохая обувь, причем многие шли попросту босиком.
Однако расчет на подаяние не особо оправдывался — многие родители боялись, что их дети тоже отправятся в поход и относились к проходящим крайне враждебно. Часть детей оставалась в попутных селениях, занимались нищенством надеясь вернуться домой. А затем начался переход через Альпы. Тут уж сказался и возраст участников детского крестового похода, и плохая одежда, и отсутствие обуви. Смертность шла на тысячи, погибших хоронить не было сил.
Источник изображения: medyaege.com.tr
Но Италия враждебно встретила пришельцев. С подаянием были проблемы, зато отставших в пути мальчиков обращали в рабство, над девочками же могли надругаться до летального исхода. Все же примерно 4 000 крестоносцев во главе с Николасом смогли добраться до Генуи. Здесь крестоносцев ждал новый удар — несмотря на отчаянные молитвы, море не желало расступаться. В отчаянии воины Господни двинулись вдоль побережья на юг. В Пизе сжалившиеся местные жители снарядили два корабля, на которых несколько сотен крестоносцев отплыла в Палестину. Их судьба осталась неизвестной, скорее всего они стали рабами у мусульман.
До 1000 подростков сумели добраться до Вечного города, там с ними встретился папа Римский Иннокентий III. Его ужаснул вид изможденных детей, он их отругал, указав, что они слишком юны для задуманного предприятия и потребовал, чтобы пилигримы возвращались домой. При этом участники похода целовали крест на том, что, возмужав, они завершат начатое предпринятое.
Но возвращаться в Германию через Альпы пожелали немногие, так что в Германию вернулись считанные единицы из участников крестового похода. Остальные разбрелись по Италии, прося милостыню, многие из девочек попали в матросские бордели. Николаса последний раз видели в Генуе, больше о его судьбе ничего не известно.
Источник изображения: omnia.ie
Второй колонне возглавляемой молодым проповедником удалось добраться до Милана. Вот только за полвека до описываемых событий этот город подвергся разграблению со стороны войск Фридриха Барбароссы. Враждебность местных жителей по отношению к молодым германцем была запредельной. По некоторым сведениям избиения были не самым страшным — имелись случаи травли собаками.
Вдоль побережья Адриатики часть членов детского крестового похода смогли добраться до порта Бриндизи. Но Южная Италия страдала от небывалой засухи, приведшей к сильнейшему неурожаю. Делиться скудными припасами с незваными гостями местные жители совершенно не желали. Часть крестоносцев объединялись в шайки и попросту грабили местные деревни. В ответ крестьяне убивали кого только можно.
Приход участников крестового похода подкинул проблем местному епископу — вроде заняты богоугодным делом, и он обязан оказывать помощь. Он нашел какие-то утлые суденышки, часть пилигримов на них отплыла, но все они пошли на дно совсем неподалеку от порта. Судьба оставшихся тоже была невеселой. Мальчики либо гибли с голоду, либо становились рабами, вынужденные тяжело трудиться ради скудного пропитания. А итальянские бордели пополнились светловолосыми девочками, которые очень ценились местными моряками.
Так бесславно закончилось одно из самых глупых предприятий в истории человечества.