КАК ИЗМЕРЯЛИ ВРЕМЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
В деревне
Поскольку жизнь деревенского большинства тогда была нетороплива, циклична, точно измерять время не было большой нужды. Малых отрезков времени вроде современного часа и тем более минуты долгое время вообще не существовало. Дневное время определяли по звону церковных колоколов, поведению животных и другим приметам. Ночное время чаще всего мерили израсходованными свечами. В монастырях время также могли измерять количеством прочитанных книжных страниц или молитв. Безусловно, в Средние века существовали песочные, водяные и солнечные часы, но они были далеко не у всех и тоже были неточны.
Даже если люди и использовали такие промежутки времени, как час, они были не такими, как современные. Например, богословы утверждали, что Адам и Ева находились в раю 7 часов, однако это время называли весьма продолжительным.
Французский медиевист Жак ле Гофф утверждает:
«Церковь разделяла сутки не по природным явлениям, а в соответствии с задачами богослужения, ежедневно повторяющего свой круг. Она начинала отсчет с заутрени (к концу ночи), а затем, с рассветом, отмечала первый час и дальше последовательно третий час (утром), шестой (в полдень), девятый (послеполуденный), вечерню и так называемую kompleta hara — „завершающий час“, знаменовавший конец суточного богослужения.
Однако названия служб (первый, третий, шестой, девятый часы) не должны вводить нас в заблуждение — они отмечали отнюдь не точные интервалы, не строго соизмеримые отрезки суток, но начало определенных этапов суточного богослужения, которые в соответствии со временем природного цикла по-разному фиксировались зимой, весной или летом».
Легче всего время было определять по сельскохозяйственным работам — на средневековых витражах они даже изображали месяцы и времена года. Конечно, эти обычаи различались во Франции, Германии и Италии: где-то зимы были длиннее, и поэтому начало работ было отодвинуто на конец весны. Соответственно, и начало года, которое часто совпадало с началом таких работ, сдвигалось. Поэтому в зависимости от того, где находился средневековый человек, время протекало как бы неодинаково.
🏰 В церкви
Большую роль в измерении времени сыграли монастыри. Распорядок дня каждого монаха был строго определен, это позволяло лучше чувствовать время и различать его малые отрезки. Кроме того, при монастырях часто жили хронисты, или летописцы, и их записи, хоть и бывали неточными, но позволяли ориентироваться. Наконец, поскольку монастырь был настоящим микрокосмом с собственными складами продовольствия и виноградниками, там всегда был человек, который вел всю отчетность, что также требовало понимания времени.
🏰 В городе
Средневековый город был истинным лидером по измерению времени. Механические часы, хоть и без минутной стрелки, впервые появляются именно в пределах города как признак его благополучия и величия. Потребность города в такого рода изобретении возникла еще задолго до того, как часы стали устанавливать повсеместно. Любой город находился на пересечении торговых путей, ежедневно на рыночных площадях купцы со всех краев совершали сделки и назначали встречи. Время в пределах города буквально было эквивалентно деньгам. Кроме того, город как сосредоточение богатств бюргеров притягивал всякого рода новшества, ускорял прогресс, в том числе в измерении времени.
Средневековье не безразлично ко времени, как считал Марк Блок, просто это «другое время» — цикличное, божественно-историческое, но не современное. Оно неотделимо от сознания человека той эпохи, более того — оно проистекает из этого сознания, как ручей из горного источника. Чтобы стать абстрактным и независимым, средневековому времени понадобится пройти сложный путь сквозь научные открытия, а пока оно находится в руках Бога, изменчивое, скользкое и капризное. В конце концов время в глазах Средневековья не столько инструмент, сколько собственность божества.