ГЕЙШИ
При слове «гейша» воображение рисует девушку в кимоно со сложной прической и выбеленным лицом. И хотя образ весьма очаровательный, традиция использования белил в макияже гейш многим кажется непонятной и странной.
Обычай наносить белила на лицо пришел в Японию из Китая в начале эпохи Хэйан (794–1185 годы), по другим источникам — еще раньше, в эпоху Нара (645–794 годы).
В то время Япония многое переняла у Поднебесной — от системы государственности и буддизма до искусства чайной церемонии, моды в одежде и макияже. Белоснежная кожа в то время была эталоном красоты и признаком аристократизма, поскольку аристократам не нужно было работать в поле под жарким палящим солнцем, в отличие от крестьян. Китайские придворные дамы династии Тан (618–907 годы) изображены с белоснежными лицами. Для придания эффекта бледности они использовали специальные средства.
Белый порошок, используемый для макияжа как пудра или, при смешивании с водой, как жидкие белила, был двух видов. Рисовая мука, более доступный для простых горожан вариант, и особый, более редкий порошок, для изготовления которого использовался свинец. Второй вид порошка обладал лучшими кроющими свойствами, но стоил очень дорого.
Обычай белить лицо в Японии переняли в первую очередь члены императорской четы и придворные. Большую популярность и доступность такие белила приобретут лишь к началу XVII века. Чуть позже использование белил осирой станет неотъемлемым атрибутом грима актеров театра кабуки и куртизанок, а позже — гейш.
Кстати, первыми гейшами были мужчины. Сложно сказать точно, использовали они белила в своем образе или нет. Скорее всего, нет, поскольку их роль и образ не предполагали нарядности и торжественной театральности, в отличие от образа женщин-гейш.
Женщины-гейши, напротив, использовали любые способы, чтобы выделиться, произвести впечатление и запомниться гостю. Однако у первых женщин-гейш не было полной свободы в самовыражении, поскольку они являлись конкурентками для правящих балом ойран — куртизанок высшего ранга. Гейшам запрещалось носить прически как у ойран и надевать дорогие кимоно. Но столь жесткие ограничения и запреты заставили гейш найти свой утонченный стиль и впоследствии стать законодательницами мод.
Использование белил у актеров кабуки и гейш имеет не только эстетическую функцию, напоминая нам аристократов ушедших эпох. В то время чайные дома, театры и бордели освещались с помощью свечей, из-за чего внутри всегда, а тем более ночью, царил полумрак. Однако лицо, покрытое белилами, буквально светилось, поскольку свет от свечей отражался на белой пудре, что позволяло лучше рассмотреть актера на сцене или гейшу, даже если та сидела далеко от свечи. Гейше нужно было быть заметной и запоминающейся, как и актеру. Иными словами, ее должно быть видно.
В 1934 году использование белил с содержанием свинца запретили, поскольку свинец отравлял организм и приводил не только к потере красоты, но и к смерти.
Сегодня гейши и актеры театра кабуки используют белила осирой, которые не содержат свинца, а в основе имеют рисовую пудру. Эти улучшенные белила имеют хорошую кроющую способность, придают коже фарфоровый вид и совершенно безвредны.
Белоснежная фарфоровая кожа по-прежнему считается в Японии эталоном красоты и утонченности. Японки чаще отдают предпочтение светлому тону и пудре, а также нередко пользуются отбеливающими кремами и солнцезащитными средствами. И даже в наши дни многие японки летом не выходят из дома без особого зонта, который называется хигаса.
Инет