Дословно переводимое с тюркского как «чёрный камень», слово и сам пишущий инструмент, именуемый «карандашом», прочно вошло в обиход в 20 веке, хотя историю свою карандаш ведёт с эпохи Древнего мира. Использование пишущих инструментов на восковой основе упоминается римским учёным Плинием старшим.
Длительное время восковая основа, уголь и графит использовались в качестве пишущей основы в инструментах маркировки. В дальнейшем, отдельной ветвью развития карандаша стало применение его художниками в эпоху Ренессанса, когда живописцы использовали для нанесения штрихов серебряные или свинцовые карандаши. Известно, что использовал их в своём творчестве Альбрехт Дюрер.
Помимо свинцовых и серебряных карандашей на ранних этапах развития этого инструмента появилась и другая его разновидность – итальянский карандаш, в котором в качестве пишущего материала использовался чёрный сланец или жжёная кость, скрепленная клеевой основой.
В 16 веке начинается использование графитовых стержней, которые первоначально для удобства пользования оборачивали бечёвкой, бумагой или веточками, а в 17 веке уже начинается производство графитовых деревянных карандашей (в деревянной оболочке).
Разные технологии производства и материалов позволяли производить карандаши разной степени твёрдости. Тогда же появились и первые компании, занявшие позднее лидирующие позиции в производстве карандашей: Faber-Castell, Koh-i-Noor Hardtmuth. В 19 – начале 20 века к ним присоединились такие производители, как Derwent, Holbein, Lyra, Caran d’Ache и другие.
Цветные карандаши в том виде, в каком они могли использоваться художниками, получили распространение только в начале 20 века. Крупнейшими и известными их производителями стали всё те же компании, что занимались производством простых карандашей.
В отличие от простого карандаша, где в качестве стержня используется графит, в цветных карандашах стержень формируется из восковой или масляной основы с добавлением пигментов, красителей, клеевых составов и т.д. Существуют также водорастворимые цветные карандаши. Стойкость к выцветанию, мягкость, яркость и удобство – наиболее принципиальные качества, на которые обращает внимание потребитель, будь то профессионал или просто любитель.
Массовое производство и доступность цветных карандашей превратили их в непременный атрибут детского и подросткового творчества, позволяющий выражать эмоции, настроение и мысли через рисование или раскрашивание. В современной психологии цветные карандаши используются в арт-терапии и ряде реабилитационных процедур.
Качество материалов, используемых при изготовлении карандашей, определяет и их рыночную стоимость, которая для товаров именитых брендов может быть достаточно высокой и ориентированной на профессионалов или обучающихся живописи. Так в США, а также ряде других стран производители карандашей начали учреждать ассоциации, целью деятельности которых является установление и контроль за стандартами качества продукции.
Помимо классических цветных карандашей производятся и цветные стержни для карандашей механических, где держатель, с расположенной на конце кнопкой, обладает возможностью подачи стержня. Такие карандаши избавляют пользователя от необходимости заточки.
Параллельно с производством карандашей развиваются производство пеналов для их хранения, ластиков, печать книг-раскрасок, популярность которых в последнее время значительно возросла даже во взрослой среде..