4 марта 1877 года на сцене Большого театра состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро»
«Лебединое озеро» — балет Петра Чайковского, написанный в 1876 году, в четырёх актах. Либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера с дополнениями самого композитора.
Премьера прошла на сцене Большого театра в исполнении артистов императорской труппы. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру. Балет делился на четыре акта — по одной картине в каждом.
Сегодня в это трудно поверить, но премьера постановки успеха не имела и была признана неудачной. В 1882 году балетмейстер Иосиф Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В 1894 году на концерте, посвящённом памяти Петра Чайковского, была впервые показана «лебединая» картина II акта балета в постановке Льва Иванова.
Премьера целого спектакля состоялась в 1895 году в Мариинском театре. Балетмейстером Петипа совместно с М. И. Чайковским были заново пересмотрены либретто и, совместно с композитором Рикардо Дриго — партитура. Петипа принадлежали хореография I акта, III акт и апофеоз, Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.
С тех пор «Лебединое озеро» стало классикой мировой хореографии и главным спектаклем лучших балетных сцен мира.
Версия Петипа-Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских.
Влияние петербургской постановки на последующую судьбу балета гораздо шире механического воспроизведения отдельных её элементов. В ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту Петра Чайковского. Свободный пересмотр либретто и свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки Чайковского прочно вошли в театральный обиход.
Сегодня из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры.