- Вообще Клара нравилась многим ребятам. Она была миниатюрной брюнеткой с огромными глазами. Рыбников уже на первом курсе был от неё без ума. В это трудно поверить, но свою будущую жену Аллу Ларионову он тогда в упор не замечал, - рассказывает одноклассница Румяновой Евгения Житомерко. - Я до сих пор помню, как сидели мы у Клары дома, обсуждали книжные новинки, а в это время Рыбников ждал её у подъезда. Клара была умной, начитанной девушкой и не переставала удивляться своему ухажёру: "Как он может часами просиживать штаны? Конечно, я никогда не стану встречаться с таким дураком".
В это сложно поверить, но однажды молодой Коля Рыбников совершил поступок, который позже режиссёр Юрий Чулюкин воплотил в своём фильме "Девчата". Не зная, как растопить ледяное сердце любимой, Рыбников решил подарить Кларе дорогой подарок.
- Коля потратил всю свою стипендию, занял денег у друзей и купил Кларе изящные золотые часики, - продолжает Евгения Степановна. - Перед лекциями он встретил её около института и преподнёс подарок. Клара - девушка строгих моральных правил - влепила ему звонкую пощёчину со словами: "Никогда больше не подходи ко мне". В порыве ярости Рыбников выбросил подарок в окно. Но, в отличие от героини Надежды Румянцевой - Тоси, Клара не заплакала, а лишь усмехнулась: "Я же предупреждала, мне от тебя ничего не надо, заруби себе это на носу". Кстати, Рыбникову дорого обошлась эта выходка: несколько месяцев он сидел на одной гречке, чтобы вернуть долг приятелям.
Неделю Рыбников не подходил к однокурснице. Но вскоре не выдержал и решил рискнуть последний раз. Надев парадный костюм, он пришёл в дом к матери Румяновой, чтобы просить руки её дочери. Когда Клара узнала об этом поступке, она в резкой форме высказала Николаю своё мнение о нём и попросила забыть о её существовании.
Спустя пять лет после окончания института, в 1957 году, Рыбников женился на другой однокурснице - Алле Ларионовой. За два года до смерти уже великий актер Николай Рыбников перенёс микроинсульт. Клара навестила его в больнице. Тогда Николай Николаевич осторожно поинтересовался у бывшей возлюбленной: "Ну, может, спустя столько лет ты мне признаешься в причине своего отказа?" В этот момент на глаза Клавдии Михайловны навернулись слёзы: "Дурой я была, Колька! Я не разглядела в тебе того, кем ты был на самом деле. Только сейчас я понимаю, что ошибалась. Ты был именно тем мужчиной, который нужен мне. Сейчас уже поздно об этом думать".
Сниматься в кино она начала еще студенткой, играла в таких известных фильмах, как "Сельский врач" - Лена (1952), "Они были первыми" - Варя (1956), "Жених с того света" (1958), "Воскресение" - Богодуховная (1960), "Жизнь сначала" - Зоя (1961), "Хуторок в степи" (1970), "Двенадцать стульев" – жена отца Федора (1971). Однако наибольшую популярность и любовь зрителей принесло ей участие в мультипликации. Почти в каждом втором отечественном мультике звучит её голос: прежде всего это "Чебурашка", "Ну, погоди!", "Лягушонок ищет папу", "Почта", "Рикки-Тикки-Тави", "Чьи в лесу шишки?", "Паровозик из Ромашково", "Козлёнок, который считал до десяти", "Кот в сапогах", "Малыш и Карлсон", "Крокодил Гена", "Умка", "Крошка Енот", "Тимка и Димка", "Кто ж такие птички?", "Ушастик и его друзья", "Он попался!" "Волшебник Изумрудного города". Песни из этих фильмов в исполнении Клары Румяновой стали шлягерами. Кроме того, актриса много выступала на эстраде и на радио, причём, не только с детскими песнями, но и с поэтическими композициями.
В 1975 году Клару Румянову пригласили на съёмки картины "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил". Здесь она познакомилась с Владимиром Высоцким. Высоцкий ухаживал за Кларой, дарил цветы, читал стихи. Клара была неприступной.
Личная жизнь Клары Румяновой, что называется - не сложилась. Возможно потому, что в семейных отношениях Румянова всегда считала себя главой семьи. Первый раз она вышла замуж в шестнадцать лет за молодого пианиста. В загсе потребовали письменное согласие родителей, чтобы зарегистрировать этот семейный союз.
- Брак продержался всего три месяца. Когда Клара поступила во ВГИК, её муж поставил условие: "Выбирай: либо я, либо кино". После этих слов Румянова разорвала с ним все отношения. Клара всегда была принципиальным человеком и ни за что не могла поступиться собственными взглядами, - рассказывает подруга актрисы Вера Рыбакова. - Кстати, к тому моменту Клара была на втором месяце беременности. Втайне от родителей она сделала аборт у какой-то бабки на дому. С тех пор детей она больше иметь не могла, хотя очень хотела.
Вторым мужем Румяновой стал лучший друг Сергея Бондарчука Анатолий Чемодуров. Красивый талантливый актёр прославился в конце 40-х годов ролью Левашова в "Молодой гвардии". После свадьбы Бондарчук решил сделать подарок молодой актрисе и предложил ей роль княжны Марьи в картине "Война и мир". Румянова стала репетировать, но из-за её дерзкого характера Сергею Фёдоровичу пришлось заменить Румянову другой актрисой.
- В конце 60-х Чемодурова перестали приглашать сниматься в кино. У него не было никакой работы. В это время его супруга успешно сотрудничала с "Союзмультфильмом", продолжала сниматься в кино. Вскоре Чемодуров начал пить. Причём это были настоящие запои с рукоприкладством, скандалами, - вспоминала Рыбакова. - Анатолий часто не приходил домой, Клара вытаскивала его из милиции, он стал продавать вещи, чтобы купить бутылку. В какой-то момент она не выдержала, и в 1973 году они официально развелись.
Третий брак Румяновой продлился почти пять лет. Но очередной супруг Румяновой буквально уничтожал ее своей ревностью.
"Я многим видным мужчинам нравилась - Чкалову, Сличенко, Магомаеву, Высоцкому, - рассказывала Румянова. - А сейчас я одна. И детей нет. Ни одну беременность выносить не смогла. Но я не жалею, что так вышло..."
В начале 50-х годов Клара Румянова снялась в нескольких фильмах, и в 1953 году судьба свела генеральным директором киностудии "Мосфильм" Иваном Пырьевым. Иван Александрович снимал фильм по собственному сценарию "Испытание верности". Румянова терпеть не могла сентиментальное кино, а картина Пырьева должна была стать классическим вариантом советской мелодрамы.
- Я хочу, чтобы ты играла главную роль, - предложил Пырьев Румяновой и дал просмотреть сценарий.
Дело происходило в кабинете режиссёра на Мосфильме". Пока Клара читала сценарий, Пырьев не сводил с неё глаз. Он ждал, когда же молодая девушка прослезится и с восторгом примет предложение. Восторга не последовало.
- Мне не нравится ни роль, предложенная мне, ни ваш сценарий. Эта картина обречена на провал, - резко выступила Румянова. - Я отказываюсь сниматься в этом фильме.
Пырьев, снявший на тот момент более двадцати кинолент, пришёл в ужас. О его сложном характере слагали легенды на киностудии, его боялись маститые актеры, из его кабинета с треском вылетали даже старейшие сценаристы, и он никогда не стеснялся в выражениях. И тут - выпускница ВГИКа позволила себе такое смелое высказывание по отношению к его сценарию.
- Мать, ты думаешь, что говоришь?! - взорвался Пырьев. - Тебе не нравится сценарий, малолетка?! Убирайся вон из моего кабинета - и чтобы ноги твоей больше не было на «Мосфильме»! Я запрещаю тебе сниматься в кино! Отныне тебе будут отводиться роли только в массовках...
Около шести лет Клара оставалась за бортом кинематографа, пока министр культуры Екатерина Фурцева не уволила Пырьева с поста гендиректора «Мосфильма». После этого Румянова снялась в двенадцати картинах. Самые яркие роли - это попадья в «Двенадцати стульях» и учительница в картине «Звонят, откройте дверь»...
- За несколько дней до смерти Пырьев позвонил ей домой, - вспоминает бывшая подруга Румяновой Нина Голубева. - Плохо мне, Клара, чувствую, близок мой конец. Грешен я, вот и решил обзвонить всех, кому жизнь сломал. Ты - первая. Прости меня за ту глупость. Знаешь, ты была права, фильм действительно вышел неудачный", - признался режиссёр...
Роль, на которую первоначально утвердили Румянову, досталась Марине Ладыниной, с которой впоследствии Клара Михайловна подружилась. Когда умерла Марина Алексеевна, Румянова сказала: "Ну вот и мне пора. Мы с Мариной очень похожи. Обе мы одинокие и бедные. Она ушла из жизни, когда поняла, что никому не нужна. У меня такая же ситуация".
Клара Румянова много работала на озвучании мультфильмов.
Самое удивительное, что Клара Румянова никогда серьезно не относилась к работе в "Союзмультфильме". Всю жизнь она мечтала о большой драматической роли.
- Вообще, в детстве у Клары был очень низкий голос. Когда она во время войны выступала с матерью в госпиталях, раненые смеялись и дразнили её "девочка с пропеллером, поющая басом": на голове у маленькой Румяновой был огромный бант, - рассказывала соседка Клары Михайловны.
- Первый шаг к мультипликации у неё произошел на съёмках картины Сергея Герасимова. Клара снималась в "Сельском враче", играла беременную девушку, - вспоминают её коллеги. - По сценарию она должна была родить ребенка. В кадре был задействован месячный малыш, который во время долгого съемочного процесса утомился и заснул. Его тормошили, будили, но младенец ни в какую не желал просыпаться. Тогда Клара предложила: "Давайте я за него стану кричать". Крик получился настолько правдоподобным, что его решили оставить. После этого эпизода слава о Румяновой распространилась среди мультипликаторов. На студии "Союзмультфильм" говорили: "Во ВГИКе учится девчонка, которая может орать любым дурным голосом".
Ей стали звонить со студии и предлагать озвучивать мультипликационных персонажей. В ответ Румянова негодовала: "Вы что, издеваетесь?! Я не стану заниматься такой грязной работой. Я ведь великая актриса с мощнейшим потенциалом".
Мультипликаторы огорчились, но про девушку не забыли... И когда она все же стала соглашаться озвучивать анимационных персонажей - песни из этих мультипликационных фильмов в исполнении Румяновой стали настоящими шлягерами, пользующимися успехом у детей вот уже несколько десятилетий. За цикл радиоспектаклей "Имя мне - женщина", посвященный роли женщины в истории России, Клара Румянова была отмечена Пушкинской золотой медалью.
Всего на счету Клары Румяновой почти 300 озвученных анимационных и кукольных картин. Румянова - единственная актриса, удостоенная почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» за работу в мультипликации.
Ещё при жизни актрису признали золотым голосом России. В конкурсе на лучший голос мировой мультипликации голос Клары Михайловны был признан лучшим на всей планете. На Всесоюзном радио в детской редакции она была соавтором вечерних сказок и различных постановок.
И всё же были вещи, неизвестные широкой публике.
Исторические исследования доставляли огромное удовольствие Румяновой: "Я давно увлеклась историей России, заметила, что у нас всегда писали только о героях-мужчинах. А где же женщины? Я решила исправить эту несправедливость. Собирала материалы по архивам, несколько лет всё обрабатывала, поставила на радио 11 спектаклей". Книга "Имя мне - женщина", сборник пьес о значительных женских персонажах русской истории (Надежде Дуровой, Екатерине Дашковой, Евдокии Ростопчиной), вышла в 2000 году. Именно за неё Румянова была удостоена Золотой пушкинской медали. Потом Клара Михайловна работала над радиоспектаклем по своей книжке, в котором принимали участие Наталья Гвоздикова, Людмила Хитяева и Нина Головина (Столярова).
Румянова сотрудничала и с издательством детской литературы "Самовар". Она читала книжки. Чуковского, Барто, Маршака. Сделали два сольных проекта: "Уронили мишку на пол" и "От улыбки станет всем светлей".
При всем этом в одном из интервью она признавалась: "Сейчас в жизни у меня какая-то чёрная полоса. Из Театра киноактёра, где я проработала долгие годы, многих наших известнейших артистов уволили. Перебиваемся случайными заработками, потому что на одну пенсию прожить невозможно". Находились сердобольные люди, готовые помочь актрисе средствами, но она обычно подобные попытки гордо отвергала.
"Раз в год она мне звонила и говорила: "Володя, может, есть работа? - рассказал Владимир Шведов, режиссёр-постановщик Радио России. - Она мучилась оттого, что ничего не находилось, чем бы её занять".
"Год-полтора назад я приглашал Клару, нашлось для неё дело, но она себя плохо чувствовала и отказалась, - рассказал Виктор Трухан, учредитель студии VOX-Records. - Потом, когда ей стало легче, она сама мне звонила, но мне уже нечего было предложить. В рекламу же её нельзя было позвать". В таких съёмках Румянова принципиально не принимала участия.
После сорока лет службы в Театре киноактёра её сократили вместе с другими актёрами. Тогда же закрылся "Союзмультфильм". В марте 1990 года умерла её мама, Анна Петровна, которая была для Клары единственным близким человеком. В начале 90-х годов Клара Румянова потеряла работу, средства к существованию и родных людей. У Румяновой участились депрессии. Соседки, изредка забегая к ней на чай, замечали у неё на столе горы снотворного.
- Однажды Клара позвонила мне: "Сегодня я решила уйти из жизни. Я всё обдумала. Поеду на Ленинские горы, там недалеко Москва-река. Прыгну, и никто меня не найдёт". Немало трудов мне стоило отговорить её от этого поступка. Вообще она часто повторяла: "Хочу утопиться". Когда не стало её мамы, мир для неё перестал существовать. Она всё время повторяла: "Я не могу радоваться - страны нет, мамы нет... Зачем жить?!" - рассказывает соседка Иветта Иннокентьевна. - В её доме много лет стояла оглушительная тишина. Последнее время Клара не смотрела телевизор, не слушала радио и всё время твердила: "Нет смысла..." Никакие праздники она не отмечала, дни рождения игнорировала. В это время она закрывалась дома, отключала телефон и спала. Хотела, чтобы быстрее закончился этот день.
Единственный праздник, который не игнорировала Румянова, был День Победы.
- Когда она могла ходить, то каждое Девятое мая приходила на Красную площадь к Могиле Неизвестного Солдата, чтобы возложить цветы. Последнее время Клара больше лежала. А за неделю до смерти даже говорить перестала, - продолжает соседка. - Мы каждый день меняли ей постельное белье - никакие памперсы не помогали. Бывало, я приду, приготовлю обед, смотрю на неё и читаю по глазам: "Когда же ты уйдешь?" Наступило время, когда её стало тяготить простое человеческое общение.
Однажды в составе делегации Клара Михайловна оказалась в небольшом городке под Флоренцией. Как только актриса вошла в монастырь Святой Кьяры (Клары по-нашему), к ней сбежались монашки. Оказалось, что она очень похожа на Кьяру, чьи мощи хранятся в этом монастыре. Это событие произвело такое впечатление на Румянову, что по приезде в Москву она решила принять веру. А так как в святцах не оказалось имени Клара, она выбрала себе имя Екатерина.
"В последнее время она много жаловалась, - рассказывает Трухан, - что и советское кино ушло, советские мультфильмы не показывают...". Говорила, что нет уже и тех, кто озвучивал вместе с ней - Папанова, Раневской, Вицина: "Без них я осталась одна и живу только надеждой".
Когда у неё обнаружили рак, она намеренно не принимала никого, даже единственную оставшуюся в живых родственницу - двоюродную сестру. Иногда продуктами и лекарствами помогала Гильдия киноактёров. И до последней минуты актриса была уверена, что выздоровеет и сможет продолжить работу.
Сотрудники Гильдии киноактеров рассказывали:
- Мы постоянно звонили ей, интересовались её самочувствием. Когда её знакомые сообщили, что Клара Михайловна совсем плоха, мы стали готовиться к худшему. Чуда не могло произойти: мы знали, что у Румяновой рак молочной железы и слабое сердце. Когда-то ей сделали шунтирование, после операции она принимала лекарства, от которых впоследствии её самочувствие ухудшилось. Последний месяц её особенно подкосил. А за четыре дня до смерти ночью она встала и упала. Всю ночь пролежала на полу, пока её утром не обнаружила сиделка. В результате Клара Михайловна заработала себе пневмонию. Так один недуг наложился на другой...
Организацией похорон занималась Гильдия актёров кино.
Клара Румянова скончалась 18 сентября 2004 года от рака молочной железы.
Прах Клары Румяновой захоронен в колумбарии Донского кладбища, там же, где покоится прах ее матери.
Использованные материалы:
Материалы сайта Википедия
Материалы газеты "Московский комсомолец",