24 ноября 1859 г. 160 лет назад в продаже появился труд Чарльза Дарвина «Происхождение видов
В книжных лавках Лондона 24 ноября 1859 года в продаже появился зеленый томик книги Чарльза Дарвина под названием «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» (англ. On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life), в которой основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость. Огромный по тем временам тираж книги в 1250 экземпляров был раскуплен за день, который ознаменовал собой появление в мировой науке теории эволюции живой природы, ставшей краеугольным камнем современной биологии, или дарвинизма. Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) — английский естествоиспытатель, натуралист и путешественник, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики, он вскрыл основные факторы эволюции органического мира. После выхода книги в свет во всем мире бушевали страсти и шла борьба мнений — за дарвинизм с одной стороны, против дарвинизма — с другой. Гудели аудитории, волновались ученые и публицисты, одни клеймили Дарвина, другие им восхищались, а Чарльз Дарвин продолжал работать. Он написал еще три книги по вопросам эволюции, существование которой было признано большинством учёных ещё при жизни Дарвина, в то время как его теория естественного отбора, как основное объяснение эволюции, стала общепризнанной лишь в 30-х годах 20-го столетия. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие логическое объяснение биоразнообразия. Ортодоксальные последователи учения Дарвина развивают направление эволюционной мысли, носящее его имя (дарвинизм).
24 ноября 1874 г. 145 лет назад американец Джозеф Глидден получил патент на колючую проволоку
Колючая проволока — тип ограждения в виде проволоки с расположенными на ней острыми шипами. 20 век вызывает прочную ассоциацию колючей проволоки с войнами, концлагерями, зонами, а носило изобретение сугубо мирный характер. Принято считать, что она появилась в США в 19 веке, хотя саму проволоку умели изготавливать еще с начала нашей эры. Во второй половине 19 века американское правительство стало стимулировать заселение неосвоенных земель, особенно поощряя развитие фермерства и скотоводства. Материалов, используемых для строительства изгородей, было мало. Колючая проволока стала первым проволочным ограждением, способным остановить крупный рогатый скот. Наиболее удачная и технологичная конструкция колючей проволоки была предложена Джозефом Глидденом — на несущую проволоку навивались спирали из проволоки, заканчивающиеся шипами. 24 ноября 1874 года он получил патент на свое изобретение. Именно такая конструкция колючей проволоки, которая была проста и надежна, первоначально использовалась для создания изгородей вокруг загонов для скота – это был дешевый и эффективный способ ограждения огромных территорий, что дало огромный толчок к развитию пастбищного скотоводства. Одно– и двухосновная колючая проволока типа Глидден получила широкое распространение и использовалась в течение десятков лет во многих странах мира. Только в США в 1875 году было изготовлено 270 тонн колючей проволоки, а к 1900 году производство возросло до 150000 тонн. Впоследствии было разработано много типов проволоки, которые, впрочем, отличались только типом шипов. В 1910-х годах «колючка» уже широко использовалась и в европейском сельском хозяйстве. Но поистине всемирное распространение она получила с развитием железных дорог: здесь ее использовали для ограждения путей от бродячих животных. Защитные свойства колючей проволоки не прошли мимо внимания военных, и она стала широко применяться для создания заграждений при ведении боевых действий, пик использования пришелся на Первую мировую войну. Огромные заграждения многокилометровой длины и шириной несколько десятков метров были непреодолимым препятствием не только для пехоты, но и для легкой техники противника. Первый случай использования колючей проволоки для ограничения свободы в тюремном деле зафиксирован опять же в США. А первыми «от лица государства» колючку использовали англичане в Южной Африке, где в начале 20 века британцы с помощью ее создавали «лагеря для беженцев», как они официально именовались. А в СССР совокупная длина границ ГУЛАГа достигала десятков тысяч километров.
24 ноября 1905 г. 114 лет назад началось Севастопольское восстание во главе с лейтенантом П.П. Шмидтом
В дни первой русской революции (1905-1907) на Севастопольском рейде среди других кораблей стоял крейсер «Очаков». Экипаж этого корабля, имевший постоянное общение с заводскими рабочими, был наиболее революционным на флоте. 24 ноября 1905 года в Севастополе начался организованный большевиками мятеж, к которому присоединились матросы, рабочие порта и солдаты крепостной артиллерии. В этот же день был создан Совет матросских и солдатских депутатов, который принял решение поднять восстание на всём Черноморском флоте и назначить командующим флотом лейтенанта П.П. Шмидта. Совет восставших выработал ряд политических и экономических требований к царскому правительству: учреждение демократической республики, установление свободы слова, митингов и собраний, введение 8-часового рабочего дня, сокращение сроков и улучшение условий воинской службы и др. В ночь на 26 ноября депутаты Совета прибыли на крейсер «Очаков» и призвали моряков присоединиться к восстанию. Матросы под руководством большевиков А.Гладкова и Н.Антоненко захватили крейсер в свои руки. Офицеры, пытавшиеся разоружить корабль, были изгнаны на берег. Командиром назначен С.Частник, состоявший в близких отношениях с революционерами. 28 ноября Шмидт поднял на «Очакове» флажный сигнал «Командую флотом», и к полудню в руках восставших было 12 кораблей с численностью экипажей более 2200 человек. На мятежных кораблях были подняты красные флаги. С «Очакова» царю направили телеграмму с требованием немедленно созвать Учредительное собрание и с заявлением, что флот перестает повиноваться царскому правительству. Однако власти предприняли ответные меры. Севастополь был объявлен на военном положении, к нему из других городов стягивались царские войска. На большинстве кораблей еще накануне восстания были обезврежены орудия, арестованы или списаны на берег революционно настроенные матросы. Правительственные войска предъявили восставшим ультиматум с требованием капитуляции, но получили отказ. Через три часа после ультиматума по восставшим кораблям и казармам был открыт огонь. Через полтора часа после начала боя мятежные корабли были разбиты. Севастопольское восстание было жестоко подавлено. Оставшиеся в живых мятежники были арестованы — всего свыше 2000 человек. Шмидт, Антоненко, Гладков и Частник в марте 1906 года были расстреляны. Несколько десятков матросов было осуждено к различным срокам каторжных работ и тюремного заключения, а сам мятежный крейсер в 1907 году был переименован в «Кагул».
Календарь событий